С 1 января 2026 года в Кыргызстане вступил в силу новый водный кодекс, который приравнял воду к таким стратегическим товарам, как нефть и золото. Соответственно, она больше не будет передаваться бесплатно, а тем более раздаваться.Подробности — в материале «ВЭС 24»
Сколько стоит «божественный дар?»
Ясно одно: с введением нового закона за регулирование водостока, содержание плотин и сохранение ледников странам «нижнего течения» придется платить. Об этом шла речь на международной конференции «Вода, горы и ледники Кыргызской Республики. Устойчивое будущее». Организаторами мероприятия выступили КНУ им. Ж. Баласагына, ОФ «Green Energy», ЦЭИ «Ой Ордо» и ОЮЛ «Зеленый Альянс Кыргызстана».
Замминистра природных ресурсов, экологии и технического надзора КР Алмаз Мусаев отметил, что Кыргызстан — горная страна (горы занимают более трех четвертей ее территории), не имеющая выхода к морю. Площадь республики составляет 199 900 кв. км — 0,13% от мировой суши. При этом Кыргызстан входит в число 200 приоритетных экологических регионов планеты, где встречается около 2% мировой флоры и 3% мировой фауны.
«Роль горных экосистем заключается в том, что они формируют уникальные климатические условия, служат естественными «убежищами» для редких видов, обеспечивают вертикальную зональность от пустынных степей до альпийских лугов и нивальных зон и являются ядром биоразнообразия Кыргызстана. Кроме того, ледники на территории республики — ключевой резервуар пресной воды, который обеспечивает питьевые ресурсы, орошение и функционирование гидроэнергетики. В 2024 году ледники и снежники были включены в перечень особо охраняемых природных территорий, защищаемых законом», — рассказал чиновник.

Что касается потребления кыргызской воды другими странами, профессор Гурас Жапаров отметил парадокс: Казахстан и Узбекистан продают воду своим гражданам как товар, но, когда речь идет о трансграничных реках, называют ее «божественным даром». Экономист подсчитал, что услуги по регулированию потока из Токтогульского водохранилища в вегетационный период обходятся примерно в $32,5 миллиона.
Кыргызстан, который превратился из экспортера в нетто-импортера электроэнергии, больше не может нести бремя затрат в одиночку. «Мы поддерживаем инфраструктуру, подающую воду соседям, исключительно за счет своего бюджета. Это несправедливо и экономически нецелесообразно», — подчеркнул эксперт.
Кто починит советские плотины?
Ректор КНУ Догдурбек Чонтоев привел тревожный аргумент: гидротехнические сооружения, построенные более полувека назад, находятся в плачевном состоянии.«Если плотины выйдут из строя, это станет катастрофой не только для Кыргызстана, но и для равнинных Казахстана и Узбекистана. Сохранение этих объектов — это не вопрос выгоды, а вопрос выживания миллионов», — заявил профессор.
При этом Анара Султангазиева, представитель Green Energy, добавила, что потери воды в регионе достигают 40%. По ее прогнозам, к 2040 году в мире могут начатьсяконфликты из-за воды, и, если Центральная Азия не научится ценить этот ресурс сейчас, избежать конфликтов будет невозможно.
Спекуляции или конструктивное русло?
Политологи уделили особое внимание роли внешних посредников. Директор ЦЭИ «Ой Ордо» Игорь Шестаков отметил, что за водными ресурсами региона внимательно следят мировые игроки, включая США и Турцию. Однако эксперты выразили сомнения в искренности западных доноров.
Системный аналитик Бактыбек Саипбаев подчеркнул, что МВФ и Всемирный банк часто предлагают решения, которые не учитывают интересы Кыргызстана. В то же время Россия была названа наиболее логичным посредником. Она заинтересована в стабильности в регионе и готова предложить конкретные технологические решения в рамках ЕАЭС, включая создание единой водно-энергетической структуры.
Депутаты и общественные деятели были единодушны в том, что странам Центральной Азии необходимо прекратить действовать по указке международных доноров. Нужно создать межгосударственный региональный форум с единой стратегией. Признание воды товаром — единственный путь к формированию устойчивого сотрудничества в регионе.
Алтынай Кумушбаева
Бишкек