Чьи дровишки подогревают афганский очаг напряженности в Центральной Азии

1408
8 минут
Чьи дровишки подогревают афганский очаг напряженности в Центральной Азии

Очевидно, что странам Центральной Азии, как и России с Китаем, иметь под боком территорию, которая в любой момент может взорваться и взрывной волной снести половину материка, не выгодно. Следовательно, они заинтересованы в стабилизации Афганистана и его дальнейшем развитии. Однако, есть и другие игроки, которые заинтересованы в обратном – им нужно, чтобы эта страна продолжала оставаться ключевым источником угроз для региона и очагом напряженности в непосредственной близости от РФ и КНР.

К такому выводу пришли участники круглого стола: «Роль ЦА в процессах урегулирования ситуации в Афганистане», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».

Откуда исходит угроза?

По словам директора Центра, политолога Игоря Шестакова, сегодня опасность для региона представляют нерешенные территориальные споры, вопросы распределения водных ресурсов и угрозы, исходящие из Афганистана. При этом ключевым фактором риска являются попытки США и их союзников использовать имеющиеся проблемы для вмешательства во внутренние дела центральноазиатских стран с целью создать на их территории плацдарм для борьбы с Россией и Китаем.

IMG_20231024_063321_965.jpg

«На этом фоне попытки Вашингтона использовать фактор афганской угрозы в качестве предлога для размещения своей военной инфраструктуры в регионе, на мой взгляд, также несут потенциальную угрозу интересам стран ЦА», - отметил спикер.

По его словам, именно геополитические амбиции США и их нацеленность на противостояние с Россией и Китаем сегодня называются основной причиной того, что Афганистан продолжает оставаться убежищем для значительного числа представителей международных террористических организаций, таких как, ИГИЛ и Аль-Каида.

«При этом отсутствие адекватного государственного контроля со стороны Талибана и неспособность его силовых структур обеспечить эффективную защиту границ способствует беспрепятственному перемещению и контактам этих вооруженных формирований с потенциальными заказчиками за пределами Афганистана, чем и могут воспользоваться определенные силы для обострения обстановки в ЦА. Например, Таджикистан сегодня рискует стать ареной следующего масштабного выступления с афганской территории вооруженных радикалов, имеющих финансовую подпитку и действующих в интересах Запада», - обратил внимание эксперт. 

Эксперт по вопросам безопасности Динмухамед Алмамбетов также выразил уверенность, что сегодня главную опасность для ЦА представляет группировка, которая находится под американским управлением в лице Абдула Гани Барадара:

«Сегодня под его началом создано 4 учебных центра, где готовят боевиков для действий в центральноазиатском направлении, которое рассматривается нашими противниками как территория для подхода к южной границе России. Их задачей будет дестабилизация нашего региона, а также оказание помощи джихадской и шахидской группировкам, расположенным в Горно-Бадахшанском автономном округе. Т.е. планируется, что дестабилизация должна начаться в Таджикистане. Одновременное наступление этих сил ожидается в 2024 году». 

В этой связи эксперт по международным отношениям Байкадам Курамаев отметил, что близость к Афганистану говорит о том, что для Кыргызстана вопрос обеспечения безопасности является крайне актуальным, но решать его самостоятельно республика пока не имеет возможности, поэтому ей необходима помощь.

«Сейчас набирает обороты конфликт между Израилем и Палестиной, в связи с чем на днях талибы заявили о том, что они просят открыть им коридор для того, чтобы они могли вмешаться в этот конфликт. Т.е. готовность Талибана и других сил, находящихся сейчас в Афганистане, в любой момент начать какие-то военные действия, говорит о том, что Кыргызстану очень важно иметь на своей территории военную базу ОДКБ. Оснастить свои вооруженные силы и быть готовыми защитить свою территорию самостоятельно мы пока не можем», - подчеркнул спикер.    

IMG_20231024_063326_713.jpg

Когда вода – дороже золота…

Он также напомнил, что сейчас в Афганистане полным ходом идет реализация проекта по строительству водоканала «Куштепа», и когда он будет запущен в эксплуатацию, 60% воды из реки Амударьи будет уходить на афганскую территорию: «Сейчас вода становится дороже золота, а это значит, что на фоне распределения водных ресурсов может начаться военный конфликт, который будет разворачиваться совсем рядом с нами», - добавил эксперт. 

Поддержал эту мысль и политолог Эдил Осмонбетов, который  рассказал, что на данный момент из 285 км проложено уже 108 км «Куштепа». Это будет канал 100 метров шириной и 7-8 метров глубиной.

«Несмотря на то, что строят его примитивным образом – просто выкапывают русло по равнине, не предусматривая каких-либо гидротехнических сооружений и бетонирования, это не дешевый проект, однако никто не может ответить, откуда у талибов средства на его реализацию. Так или иначе, строительство данного канала на первое место перед странами ЦА, прежде всего, Узбекистаном и Туркменистаном, ставит вопрос распределения гидроресурсов. При этом надо понимать, что Талибан не имеет межгосударственных договоров или соглашений ни с одной из стран региона, соответственно, талибы, как бы, не обременены никакими обязательствами», - отметил спикер.

В этой связи он выразил мнение, что странам ЦА не обязательно признавать Талибан, но контактировать и взаимодействовать с Афганистаном необходимо, поскольку без международной поддержки страна не сможет решить свои проблемы: «Афганский фактор – это серьезная угроза, и если он выйдет из-под контроля, то создаст большие проблемы для всей Центральной Азии».  

По его словам, относительная стабильность, которая сегодня имеет место в Афганистане, это заслуга не талибов, а глобальных игроков, которым сейчас не до афганцев, т.к. они заняты израильско-палестинским конфликтом и Украиной: «Сейчас пока альтернативы Талибану нет, но через год-два-три, когда внешние силы «освободятся», они найдут способ помочь оппозиции и финансами, и инструкторами, и тогда уже и в Афганистане и во всем регионе может быть совершенно другая ситуация».

«В боях против наших пограничников участвовали таджикские формирования из Афганистана»

Аналогичную точку зрения высказал директор Института стратегического анализа и прогноза при КРСУ Аман Салиев, отметив, что уже более 30 лет афганская тематика остается актуальной, как для региона, так и в целом для мировой геополитики.

При этом он обратил внимание, что развитие ситуации во многом будет зависеть от обстановки, например, в Таджикистане. Последний конфликт на кыргызско-таджикской границе показал, что в боях против наших пограничников участвовали таджикские формирования из Афганистана, которые бежали от талибов.

IMG_20231024_063331_837.jpg

«Поэтому, если анализировать афганский фактор, то я вижу угрозу не от Талибана, а от тех людей, которые бежали из страны с его приходом в соседние республики. Я напомню, что первый конфликт произошел во время саммита в Душанбе, а второй – во время  саммита в Самарканде. Это достаточно показательно. Но я считаю, что если начать воевать против талибов, к чему постоянно призывают таджикские власти, это не принесет ничего хорошего. Достижение стабильности в Афганистане военным путем – не вариант, учитывая, что такой подход обкатывался в странах Ближнего Востока, но привел в итоге к катастрофическим последствиям. Я считаю, что страну надо оставить в покое, надо ей помочь и бросить все силы на то, чтобы афганцы обрели мир и начали нормально развиваться», - поделился мнением эксперт.

В этой связи он подчеркнул значимость московской переговорной площадки с Талибаном, назвав ее самым успешным проектом за последние десятилетия.

«Великая шахматная доска»

Мысль о том, что Афганистан является геополитическим проектом западной коалиции, поддержал системный аналитик Бактыбек Саипбпев. Он пояснил, что на территории ЦА возобновилась «большая игра», т.е. сегодня ситуацию в регионе формирует противоборство крупных геополитических держав. Соответственно, любые потенциальные угрозы следует рассматривать, как возможный сценарий из тех, что описаны в книге Бжезинского «Великая шахматная доска», которые сейчас лишь наполняются конкретикой и деталями.

«Например, сейчас на территории Афганистана присутствуют группировки, которые Талибан не контролирует, но вынужден «терпеть» по настоятельной «рекомендации» Запада. По сценарию, одна группировка должна прорваться через Туркменистан в Прикаспие и захватить районы богатые углеводородами. Вторая – через Узбекистан выйти в Фергану, чтобы создать там халифат. Третья – свергнуть власть в Таджикистане. Дальше братья-мусульмане Средней Азии пойдут освобождать уйгуров в СУАР. И вот на юге России и на северо-западе Китая возникает огромная зона нестабильности. На фоне того, что РФ ведет специальную операцию на Украине, а в КНР назревает проблема Тайваня, разбираться со Средней Азией Москве и Пекину будет сложнее, и это будет идеальная ситуация для Запада», - отметил спикер.

В числе ключевых выгодополучателей такого развития событий он назвал британскую МИ-6 и ее помощников из спецслужб США: «Не случайно после американцев в Афганистане осталось огромное количество оружия, но России и Китаю хорошо известны планы англичан и американцев. Соответственно Москвой и Пекином предпринимаются попытки их нейтрализовать», - добавил Б. Саипбаев.

На тот факт, что оставленное в Афганистане американцами оружие несет серьезную угрозу, как для самих афганцев, так и для соседних стран, обратил внимание и экс-замминистра обороны, советник МО КР Мурат Бейшенов. Он напомнил, что только по официальным данным, американцы затратили около $2 трлн за 20 лет своего присутствия в Афганистане. Из них $85 млрд – это стоимость «брошенного» оружия и техники: более 300 тыс. единиц стрелкового оружия, 150 бронемашин, 800 БТР, 176 артиллерийских установок, а также вертолеты, том числе российские МИ-26, и американские «черные ястребы». Кроме того там остались транспортные самолеты «Геркулес» и бразильские штурмовики.

«И сейчас очень важно ответить на вопросы, как это оружие будет использоваться, куда оно будет направлено, и почему американцы вообще оставили такое количество оружия? Я думаю, у них были определенные цели. В этой связи мы должны серьезно задуматься над обеспечением своей безопасности, прежде всего, за счет ОДКБ. Для наших стран это объединение очень важно, потому что мы не можем сейчас самостоятельно обеспечить безопасность, в том числе, своего воздушного пространства», - отметил полковник.

Он напомнил, что сейчас Россия вкладывает большие средства в это объединение. Так, на данный момент осуществляется перевооружение базы  «Кант» (Кыргызстан), куда направлены новые вертолеты и самолеты. Кроме того, сейчас оснащается блок ПВО. 

Алтынай Кумушбаева

Бишкек

Читайте также