«Если у вас достаточно сил, вы можете нарушать правила без последствий»

811
4 минуты
«Если у вас достаточно сил, вы можете нарушать правила без последствий»

«Если у вас достаточно сил, вы можете нарушать правила без последствий»

В ходе международного онлайн-брифинга на тему «Союзы, войны, санкции: куда ведут «торговые цепи» ЕАЭС, Китая, США и ЕС?», организованного Центром геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа), Центром исследовательских инициатив «Ma'no» (г. Ташкент) и сетевым изданием «Восточный экспресс 24», прозвучало выступление руководителя общественного фонда «Мир Евразии» Эдуарда Полетаева.

Сегодня мы живем в непростое, нестабильное время. Геополитическая турбулентность стала нормой, и как простые люди, так и эксперты постепенно прощаются с прежними иллюзиями относительно нового мирового порядка.

К сожалению, современный мир уже не строится на четких правилах. Существует множество ситуаций, когда государства нарушают нормы, если это отвечает их интересам, — даже на самом высоком уровне. Закон оказывается бессилен в тех «слепых зонах», где стандартные правила просто неприменимы или не прописаны. И это порождает соблазн нарушать его снова и снова.

Мы видим это, например, на Ближнем Востоке. Международное право находится в глубоком кризисе. Хотя во второй половине XX века оно все же играло роль некоего стабилизирующего элемента, сегодня эта устойчивость исчезает. Правила нарушаются повсеместно, и сложно сказать, вернется ли система к прежнему состоянию или станет принципиально другой.

Жить в такое время крайне непросто. Одно и то же событие может восприниматься по-разному: одни назовут его революцией, другие — хаосом и кризисом.

Войны возникают тогда, когда одна сторона считает другую угрозой. Но современные конфликты отличаются тем, что в них часто отсутствует понятная цель и образ победы. Непонятно, когда можно сказать: «Задача выполнена». Это больше похоже на PR-кампанию. Например, США заявили о завершении операции против иранских целей, но никто не может точно сказать: достигнут ли реальный результат. То же самое с сектором Газа: разрушения колоссальны, а вот победы так и нет — ХАМАС не признает поражения.

Раньше было ясно, когда война заканчивается — подписана капитуляция, водружен флаг над Рейхстагом. Сегодня войны ведутся в совершенно ином формате.

Если предположить, что США действительно уничтожили все ядерные объекты Ирана, значит ли это, что конфликт завершен? Или начнется новая фаза? Мы уже много лет наблюдаем за этой драмой на Ближнем Востоке, и она кажется бесконечной.

IMG_20250706_224824_103.jpg

Эти процессы затрагивают и нас. Россия и страны Центральной Азии тоже находятся под влиянием этих изменений. Например, проект «Север — Юг» сейчас под угрозой. Россия предлагала инвестиции в строительство железных дорог и газопроводов, но ожидаемый рост цен на нефть и газ пока не оправдался. По текущим котировкам цены остаются на прежнем уровне, и речь даже не идет о 100 долларах за баррель.

Современные войны ведутся с применением новых технологий: дронов, электронного противодействия, новых видов вооружений. Однако, по сути, они все еще связаны с поиском выгодной сделки для одной из сторон.

Как кто-то сказал: «Мир — это короткий промежуток между двумя войнами». Проблема в том, что модель упреждающего насилия продолжает подрывать международный порядок, установленный после Второй мировой войны. Мы возвращаемся к эпохе закона джунглей, когда доминирует сила, а не право.

Это плохо сказывается и на глобальной стабильности, и на сотрудничестве между странами. Если у вас достаточно сил, вы можете нарушать правила без последствий. Более того, вас могут даже похвалить за это. Такая ситуация опасна. Она ведет к гонке вооружений, отвлечению ресурсов от образования, здравоохранения, экономики. Это риск, который нельзя игнорировать.

Поэтому важно больше внимания уделять юридическим аспектам. Голоса разума должны звучать не только среди экспертов, но и в политических кругах. Сочетание мощи государства и отсутствия ответственности — признак переломного момента.

Откуда берется эта тенденция? Корни ее лежат в начале 2000-х, после трагедии 11 сентября 2001 года. Тогда была принята стратегия национальной безопасности США, согласно которой любое государство, поддерживающее терроризм, объявлялось враждебным. Это стало основой для расширительного толкования необходимости конфликта и легитимизацией упреждающих действий — реальных или вымышленных.

Современные войны уже не имеют четких границ, театров военных действий, союзов. Они становятся размытыми, потенциально вечными. Как следствие, стабильность становится труднодостижимой.

Для стран Евразии это несет прямую угрозу благополучию. Под давлением санкций и внешней политики многие государства вынуждены отказываться от планов экономического сотрудничества и сосредотачиваться на вопросах безопасности.

Например, Казахстан, добровольно отказавшись от ядерного оружия, рассчитывал на гарантии безопасности и возможность сосредоточиться на развитии экономики. Но сегодня очевидно: обладатель ядерного оружия имеет гораздо больше свободы действий, чем страна, лишенная такого статуса.

Такая ситуация заставляет наши страны отвлекаться от множества важных задач: развития общества, модернизации экономики, решения социальных проблем. И это, пожалуй, самое тяжелое последствие современной геополитики.

Николай Ильясов

Читайте также