Евразийское единство: эксперты подводят итоги 2025 года и строят планы на будущее в Ташкенте

117
8 минут
Евразийское единство: эксперты подводят итоги 2025 года и строят планы на будущее в Ташкенте

В преддверии нового 2026 года в столице Узбекистана состоялось знаковое событие в интеллектуальной и политической жизни евразийского пространства. Международный экспертный брифинг «Центральная Азия и Россия – 2025: итоги года и контуры будущего», прошедший 24 декабря в Ташкенте, стал кульминацией масштабного годового проекта, объединившего ведущие аналитические центры и экспертные сообщества региона. Организаторами выступили Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» (Уфа), Центр исследовательских инициатив «Ma’no» (Ташкент) и сетевое издание «Восточный экспресс 24».

Основа диалога

Открывая мероприятие, руководитель Центра «Ma’no» Бахтиёр Эргашев подчеркнул фундаментальное значение созданной площадки:«Мы подводим итоги экспертного, аналитического, дискуссионного проекта, который мы вели в течение 2025 года. Суть проекта — в обсуждении острых вопросов взаимодействия России со странами Центральной Азии, ключевых проблем современности, которые касаются наших стран». Он отметил, что за год было проведено восемь мероприятий смешанного формата, которые заложили прочный фундамент для будущего диалога.

Этот форум — не просто подведение итогов. Это демонстрация зрелости и востребованности независимой экспертной площадки, способной честно и предметно обсуждать самые острые вопросы безопасности, экономики, политики и гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ. В эпоху глобальной турбулентности и трансформации миропорядка диалог России и стран Центральной Азии превращается в краеугольный камень новой, многополярной архитектуры международных отношений. Ташкентская встреча ярко подтвердила: именно взаимное доверие, историческая общность и прагматичное партнерство являются формулой стабильности и развития для всего евразийского континента».

Фактор доверия как главный итог года и новая социальная архитектура Евразии

Бахтиёр Эргашев сделал глубокий анализ эволюции евразийской повестки в регионе: «Помню, в 2019 году на конференции я говорил казахским коллегам, что идея евразийства в узбекском научном и общественном дискурсе практически отсутствует. Но сейчас, через пять-шесть лет, я уже не могу этого утверждать. Дискурс есть. Он входит в политический и экспертный лексикон, и это значит, что им можно и нужно заниматься». Эргашев указал на важность изучения того, как эта идея развивается в разных странах Центральной Азии, подчеркнув, что форум «созрел» для обсуждения и роли региона в системе «Глобального Юга».

Главным же достижением года он назвал саму возможность прямого общения: «Мы добились самого главного — мы встретились. Живем. Многие смогли очень полезно и плодотворно поработать. Главная цель — услышать новые голоса, новые идеи, новых экспертов — она реализована».

Тему евразийства как практической, а не философской категории блестяще развил Артур Сулейманов, руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра геополитических исследований «Берлек-Единство». Он отметил, что 2025 год ясно показал усиление фактора надежности в отношениях между странами региона, сделав этот тренд основным итогом года.

IMG_20251231_074724_221.jpg

«Евразийство сегодня стало уже не просто философским течением, а некой социальной архитектурой, которая объединяет наши государства. Это новая идея, способная дать новые плоды для укрепления наших отношений, — заявил Сулейманов. — Когда проходят российско-американские переговоры, президент России Владимир Путин звонит кому первым? Он звонит как раз лидерам стран Центральной Азии. Это фактор, который говорит о том, что евразийская интеграция, большой вклад в которую вносится на высшем политическом уровне, является живой и востребованной».

Экономическую конкретику этому тезису придал Алексей Чекрыжов, руководитель сектора изучения мировой экономики и евразийских интеграционных процессов Центра «Берлек-Единство». Он привел убедительные данные о положительной динамике в рамках ЕАЭС, особо отметив рост доли неэнергетического сектора во взаимной торговле, который достиг 20%. «Идентификация внешнеэкономических связей — это очень хорошо. Мы можем сотрудничать не только в области энергетики, хотя и там есть сильные проекты», — отметил Чекрыжов.

Суверенитет как общая ценность и вызовы цифровой эпохи

Артур Сулейманов посвятил значительную часть своего выступления детальному анализу концепции суверенитета, ставшей сегодня центральной для всего пространства СНГ. Он аргументированно разложил это сложное понятие на составляющие, показав его актуальность.

«Что такое реальный суверенитет, если сказать своими словами? Это возможность реализовывать внешнюю и внутреннюю политику без оглядки на кого-то. Хотим мы заключить договор, например, с «Росатомом» — мы не оглядываемся на внешних партнеров. А из чего он складывается? Из экономического суверенитета — возможности вести выгодную политику в интересах своего народа. Из общественного суверенитета — консолидации вокруг внутренних ценностей. Из технологического суверенитета, — заявил эксперт. — В рамках сотрудничества России и Центральной Азии мы видим, что мы очень трепетно относимся к суверенитету друг друга. Ту близость, которая формировалась исторически, социально, географически, никто из дальнего зарубежья до конца не поймет».

Вопросы цифрового и технологического суверенитета тесно переплелись с острой дискуссией о «мягкой силе» и искусственном интеллекте.Сулейманов выразил серьезную озабоченность тем, что разработки в области ИИ служат интересам узкой группы игроков.

«Сегодня мы находимся в периферии области разработки искусственного интеллекта. Помню, как госсекретарь предыдущей американской администрации Э. Блинкен четко обозначал, что ИИ должен работать в интересах только Соединенных Штатов. Но мы должны понимать, что за искусственным интеллектом, за формированием смысловых нарративов — наше будущее, связанное с образованием и воспитанием. Здесь надо нащупать свою «ветку». Мы не можем быть объектами некой игры, которая нам будет потом навязана».

Молодежь, медиа и общее историческое пространство: инвестиции в будущее

Яркое и содержательное выступление Марата Хаджимухаммедова, заместителя директора Центра «Ma’no», было посвящено критическому осмыслению самого понятия «мягкой силы» через призму евразийской реальности. Его анализ придал дискуссии философскую глубину.

«Мягкая сила — это когда один хочет, а другой не сопротивляется. Но в чьих интересах? Не в интересах того, в отношении кого это используется, понятное дело. Когда мы дружим, вступаем в диалог по своему желанию — это не мягкая сила. Это естественное состояние, — заявил Хаджимухаммедов. — Воздействие же современных медиа, меняющих ментальность, порой сильнее военной силы. Поэтому ключевой вопрос: мы управляем процессом или процесс управляет нами? Мы впереди изменений или реагируем на них?»

Одним из ключевых достижений проекта за 2025 год стала успешная работа «Школы молодых политологов» и активное вовлечение молодых экспертов из России, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана в дискуссии. Эксперты, подводя итоги, особо выделили этот аспект, предложив идти дальше и глубже изучать поколенческие особенности.

IMG_20251231_074727_488.jpg

«Наша целевая аудитория — молодежь стран России и Центральной Азии. И здесь нужен особый акцент на поколенческую тематику. Ценности зумеров и поколения альфа — разные. Для кого-то важен труд, для кого-то — ценности, для кого-то экологичность становится новым трендом. Наши материалы и подходы должны это учитывать. На Западе этому уделяют огромное внимание, и нам тоже надо», — отметил Артур Сулейманов.

Практические шаги по вовлечению молодежи и медиа предложила Гульнара Бабаджанова, директор Международного Центра переподготовки журналистов. Она указала на языковой барьер как на серьезное препятствие для формирования общего информационного пространства и предложила конкретные решения.

«Чтобы продвигать евразийскую повестку через молодежь и медиа, нам мешает языковой барьер. Многие журналисты в регионах Узбекистана не знают русского языка. Может быть, эту работу можно вести через обучение языку, через переводы. Нам нужно привлекать национальные кадры к пониманию, что такое евразийство, потому что понятия часто вообще нет», — констатировала Бабаджанова.

Владимир Логинов, редактор сетевого издания «Восточный экспресс 24», предложил сместить фокус с классической «мягкой силы» на естественный «язык дружбы» и общих ценностей, найдя для этого современные форматы.

«Когда мы говорим друг с другом, мне кажется, это не мягкая сила. Это, как бы банально ни звучало, язык дружбы. Опыт России в области защиты традиционных духовно-нравственных ценностей может быть интересен для выработки общих евразийских ценностей. Их надо вытаскивать наружу, обсуждать, показывать. И, может быть, в будущем нам нужен будет не фитнес для тела, а «фитнес для мозга» — развитие критического мышления, чтобы фильтровать гигантские потоки информации, которые нас сегодня атакуют».

Контуры 2026 года: от исторической памяти до совместных проектов

Участники брифинга наметили конкретные перспективные направления работы на следующий год. Бахтиёр Эргашев анонсировал углубление в темы, которые лишь обозначились в 2025-м: 

«Сейчас мы идем дальше, наступает период более точечного внимания. Например, проблема радикализации — кого, через что? Это касается не только религиозного радикализма, но и идеологического, который проникает в умы молодежи через новые группировки и течения. Об этом нужно говорить четко».

Он также поддержал идею проведения круглых столов по политической философии евразийства и по роли региона в системе «Глобального Юга». Артур Сулейманов добавил к этой повестке необходимость защиты общего исторического пространства от попыток переписывания, что является основой для формирования будущих смыслов.

Подводя итоги встречи, эксперты единогласно признали, что состоявшийся в Ташкенте диалог доказал: несмотря на все внешние вызовы, понимание взаимной необходимости и дружбы между странами России и Центральной Азии только усиливается. Созданная экспертная сеть, объединившая таких разных, но глубоких политических мыслителей, готова и дальше работать над укреплением стратегического партнерства. 

Сочетание мудрости опытных аналитиков, прагматизма экономистов и энергии молодых специалистов создает уникальный синергетический эффект. Этот альянс готов предлагать конкретные инициативы и проекты для обеспечения стабильности, суверенитета и процветания всего евразийского пространства в наступающем 2026 году.

Федор Кирсанов

Читайте также