«Фрунзе вне цифры»: как жил в Бишкеке легендарный комдив и почему его не понимает современная молодежь

62
7 минут
«Фрунзе вне цифры»: как жил в Бишкеке легендарный комдив и почему его не понимает современная молодежь

9 декабря 2025 года Музей имени Фрунзе в Бишкеке отметит свое 100-летие со дня основания. Почему этот музей называют «капсулой времени» и любят посещать туристы — в репортаже «ВЭС 24»

«Как молдаванин стал легендарным кыргызом»

Мне нередко приходилось читать о музее прославленного советского полководца, но посетить его раньше никак не удавалось: то времени не было, то планы менялись. И вот, наконец, в один из осенних солнечных дней, в очередной раз натолкнувшись на восторженный отзыв российской туристки о посещении «капсулы времени», решил исправить досадную ошибку. 

Итак, улица Михаила Фрунзе, дом 364, Бишкек, Кыргызстан. Современное здание с большими буквами: МУЗЕЙ М.В. ФРУНЗЕ. В этом году музей отметит свой вековой юбилей. Особых торжеств по этому поводу не будет, но дата осталась замеченной историками и краеведами, которые до сих пор спорят: считать ли этот музей первым историческим объектом в Кыргызстане или уступить это звание другому объекту. В любом случае факт никто не отменял — 9 декабря 1925 года постановлением ЦИК республики власти решили воздать должное памяти на то время известного полководца. Разумеется, музей в Пишпеке (так называлась столица республики в то время) появился не просто так: Михаил Васильевич родился в столице Кыргызстана, провел здесь свое детство.

IMG_20251208_061052_426.jpg

А вот дальше, конечно, начинаются ожесточенные споры, считать ли Михаила Фрунзе достойным и «легендарным»? В России на этот счет сомнений нет — в условиях гражданской войны надо было избавляться от врагов, которые не церемонились с мирным населением. То же самое происходило и в Средней Азии, но кто был враг, кто друг, а кто просто так — тут до сих пор считается вопросом открытым. Факты, говорят, что для борьбы с басмачеством, с которым боролся Фрунзе, требовались решительные действия. Они бесчинствовали в кишлаках и своей кровожадностью и средневековой дикостью до сих поражают историков во всем мире. 

Но главный аргумент, который берут сегодня на вооружение критики, — Фрунзе не кыргыз, а молдаванин. А еще — не будь его отец военным доктором, которого вынужденно перевели служить в Пишпек, никто бы о его сыне и не знал... Но вот из-за этих «было бы» и «да кабы» — вместо того, чтобы поставить точку и остановиться, — продолжается поток рассуждений, слишком далекий от правды жизни. 

IMG_20251208_061055_391.jpg

Факт рождения Фрунзе в Пишпеке имел место. Доверившись историкам, подведем черту: «Михаил Фрунзе появился на свет в небольшом городке Пишпек (ныне Бишкек, столица Кыргызстана), в семье фельдшера и крестьянки. Город, кстати, несколько десятилетий, уже после смерти Михаила, носил название Фрунзе. Семья с пятью детьми жила небогато, а после внезапной кончины отца и вовсе оказалась в трудном положении. Деньги от продажи дома вскоре закончились. Мать, Мавра, просила власти Пишпека, в котором ее муж Василий 12 лет проработал фельдшером в аптеке, выделить пособие для продолжения образования в гимназии города Верный (ныне Алматы) сыновьям — старшему Константину и младшему Михаилу».

«Дом под бетонным саркофагом»

В этом музее находится одно из старых строений в истории Кыргызстана — в первозданном, так сказать, «деревянном виде»Это и есть та самая «капсула времени», которая бережно сохраняется для потомков. Удивительно, но современное здание музея строилось именно с этой целью — сохранить дом, обстановку, в которой родился Фрунзе. То есть задача была одна — спрятать под сводами современного здания «хижину», и она была успешно выполнена. Но это решение было, конечно, воплощено значительно позже 1925 года. 

Смотрю на многочисленные экспонаты: шашку, фуражку Фрунзе, книги, но интуитивно хочется зайти в просторный холл, где расположен главный экспонат музея. Кажется, под сводами музея хранится главное — ушедшая эпоха. Здесь, как на кадрах кинопленки, осталась неповторимая атмосфера дореволюционного Пишпека и быта его небогатых граждан.

IMG_20251208_061059_963.jpg

— Когда Фрунзе скончался, власти столкнулись с проблемой: семья распродала все имущество — дом, утварь и предмета быта, которые использовали в то время. После смерти Фрунзе возникла задача вернуть здание в собственность государства. Это было сделано, и в нем начали создавать музей Фрунзе. Можно сказать, что у нас народный музей. В те времена население было небольшим, и люди могли отдать, у кого что есть. Самовар передали, телегу нам продали, — рассказывает директор музея Фрунзе Кенешбек Алмакучуков.

Но вот что надо иметь в виду, когда переступаешь порог «дома Фрунзе»: сам дом не успели сохранить, а так называемый служебный флигель, в котором работал отец комдива, остался. Помещение верой и правдой служило фельдшерским пунктом, где Василий Фрунзе принимал людей и лечил их. Конечно, сначала это был не жилой дом, но его убранство и интерьер отражают эпоху начала прошлого века.

— Этот домик сам по себе является уникальным экспонатом. По нашим данным, он был построен в 1779 году, то есть ему более 150 лет. В Бишкеке таких зданий, вероятно, не сохранилось. Домик отражает архитектуру и строительные приемы позапрошлого века, — продолжает рассказ директор музея. 

Пользовалась ли семья Фрунзе представленной посудой? А вот это уже, согласитесь, не важно. Кружки, ложки, стол, кровать — все из эпохи, в которой жил Михаил Васильевич. Эти предметы имели хозяев. Именно поэтому мы с уверенностью и говорим: «Музей передает дух эпохи!» 

IMG_20251208_061103_399.jpg

Музей в его нынешнем виде был открыт в 1967 году, то есть без малого 60 лет назад. Над экспозицией работали специалисты музея Вооруженных сил СССР. Как поясняет директор, с точки зрения музейного дела того времени, экспозиция считается совершенной. Таковой ее можно назвать и сейчас.

Захожу во флигель. В маленькой комнате — так знакомая по фильмам русская печь, деревенские стулья, керосиновая лампа на столе. Вроде все скромно, но есть ощущение домашнего уюта. Такой сейчас создать невозможно: за дорогими материалами и красивыми обоями нет «керосинового» тепла, которым наполняли дом его обитатели.

«Молодые не знают, кто такой Фрунзе»

Хранители, экскурсоводы музея, рассказывая о жизни Фрунзе, вздыхают: большинство молодых людей не знают его имени. Они часто не понимают, о чем экспозиция и зачем в доме стоят такие «страшные деревянные кровати». Да, акцент сменился — тут во флигеле нет кнопок, ярких экранов. Да какие гаджеты… обычного телефона нет. Вот вам и разрыв шаблона, и непонимание эпохи. Ну как можно было жить в то время без «цифры»?! А вот справлялись, и не считали себя лузерами.

IMG_20251208_061106_024.jpg

— Да они видят, что в музее нет цифровых решений. Но может быть этот минус и заставляет их смотреть экспозицию, вчитываться в то, что написано... Конечно, современные технологии, такие как виртуальные туры и цифровые решения, могли бы сделать посещение музея более привлекательным и закрепить его в памяти людей. Но ведь книги в эпоху клипового мышления никто не отменял, так и наши экспонаты еще долго будут служить людям, — рассказывает Кенешбек Алмакучуков.

Ну что ж, музею есть над чем работать. Но главное — находясь в стенах музея, разглядывая экспозицию, понимаешь, что они лучше любого «цифрового экспоната» способны рассказать и отлично передать дух времени, которое навсегда осталось в нашей памяти.

● Справка «ВЭС 24»

Стоимость входного билета в Дом-музей М.В. Фрунзе в Бишкеке: 
для взрослых — 30 сомов; для учащихся и студентов — 15 сомов; для иностранцев — 100 сомов; для иностранных студентов — 50 сомов.

Дом-музей имени М.В. Фрунзе в Бишкеке работает ежедневно с 09:30 до 17:30, кроме понедельника.

Антон Беднов

Читайте также