Бытовая техника в Казахстане подешевеет, что может привести к еще большему наплыву покупателей из России.
Казалось бы, хорошая новость: с 1 января 2026 года продажа бытовой техники в Казахстане освобождается от налога на добавленную стоимость. Холодильники, стиральные машины, кондиционеры, утюги, мониторы — весь этот арсенал домашнего уюта станет дешевле на 12–16%. Инициатива призвана поддержать и производителей, и розничные сети, и, конечно, обычных граждан. Но есть одно «но» — и оно приближается с севера на легковых машинах, микроавтобусах и даже грузовиках, набитых коробками.
Курс российского рубля к казахстанскому тенге в этом году держится выше отметки 6,7. А в отдельные дни даже превышал 7. Это не просто цифры — это реальный стимул для жителей приграничных регионов России ехать в Казахстан за покупками. Так, в Казахстане придется отдать 21 799 тенге за швабру Vileda, в то время как в России она стоит более 35 000 тенге. Разница — почти вдвое. Посуда, текстиль, бытовая электроника — все это уезжает за Урал, не дожидаясь местных покупателей.
«Хочу взять детям одежду для школы, электросамокат и смартфон. У нас многих брендов нет, а здесь и выбор больше, и цены приятнее. Курс сейчас очень привлекательный — 6,7 тенге за рубль», — делится жительница Оренбурга Амалия Кусайн, приехавшая в Актобе с двумя детьми. Ее история — не исключение. По ее словам, за последний месяц родственники и знакомые из Оренбурга побывали в Казахстане минимум по два раза. «Даже тесть приезжал на прошлой неделе в стоматологию лечить зубы — тоже, оказывается, выгодно из-за курса», — добавляет она.

И это не просто бытовой шопинг. В приграничных городах — Актобе, Петропавловске, Костанае — наблюдается настоящий бум. Автосалоны фиксируют рост интереса со стороны россиян.
«Пока нет такого массового характера. Берут, покупают, конечно, что, там, технику, товары в дорогом сегменте, есть такая возможность. Поэтому в приграничных регионах России, я думаю, что это для них тоже хороший выход из положения», — прокомментировал ситуацию заместитель премьер-министра РК Серик Жумангарин. Однако его осторожная формулировка не отражает масштаба происходящего. По данным местных предпринимателей, в некоторых торговых точках до 40% выручки уже приходится на российских покупателей.
Экономист Марат Абдурахманов считает, что ситуация может усугубиться с отменой НДС. «Люди бегут к нам, где все еще дешевле. А если добавить сюда отмену НДС, то Казахстан превратится в гигантский магазин для россиян», — предупреждает он.
А что же с производством? Теоретически, отмена НДС должна стимулировать локализацию сборки бытовой техники в Казахстане. Но эксперты сомневаются: «У нас с этим проблемы. Соответственно, рыночными методами здесь не исправить», — подчеркивает экономист Марат Каирленов.
Таким образом, вместо поддержки отечественного потребителя мера рискует превратиться в дотацию для российского среднего класса.
Николай Ильясов