Как «колыбель тюркской цивилизации» стала местом общих интересов лидеров стран СНГ

1144
9 минут
Как «колыбель тюркской цивилизации» стала местом общих интересов лидеров стран СНГ

О том, почему «зеленые проблемы» могут объединить всех и дать новый импульс развития постсоветским странам, — в материале «ВЭС 24»

Международная экологическая конференция в поселке Манжерок (Горный Алтай) заставила напомнить об общих проблемах в странах СНГ, а самое главное — найти эффективные пути их решения. Редкое единодушие проявили лидеры — никто не хочет, чтобы завтра их государства превратились в пустыни, а в кранах (и не только) не было воды. Какая политика, какие противоречия, если на горизонте будет «корячиться» апокалипсис, который своими последствиями страшнее ядерной зимы…

«Хочется копировать безоговорочно»

Что такое Манжерок? Не призываем вспоминать песню популярной советской певицы Эдиты Пьехи, в словах которой столько сомнений и вопросов, что точно не определишь название географического объекта: «Расскажи ты мне, дружок, что такое Манжерок. Может, это островок? Может, это городок?» Песня впервые прозвучала в 1966 году, тогда Манжерок действительно был «медвежьим царством», туристической Меккой для романтиков, которые разбивали палатки и пели песни под гитару у одноименного озера и бурной Катуни…

А сейчас? Популярный отечественный курорт Манжерок (Отель «Манжерок 5*») — это что-то с чем-то. Думаем, даже отъявленные оптимисты (не говоря уже о пессимистах) не могли и представить, что «российский медвежий угол» может превратиться в образцовое место отдыха для лыжников, сноубордистов, дружных компаний и просто семейных пар, не нарушив при этом гармонию с природой. И это действительно уникальный случай, когда человек не поворачивает реки вспять, а наоборот, укрепляет ее берега и старается сберечь каждый пятачок заповедной земли...

Так незаметно появился практический российский кейс, о котором с любовью говорят лидеры стран СНГ. Президент Кыргызстана Садыр Жапаров, посетив минувшей зимой Манжерок, сказал, что в Кыргызстане будет строить «аналогичный» курорт. И добавил: «Все идеально, технологично и современно». А премьер Казахстана Олжас Бектенов назвал Горный Алтай «колыбелью тюркской цивилизации» и напомнил, что «участие в развитии территории променада вокруг Манжерокского озера стало для Казахстана прекрасной возможностью внести вклад в общую экологическую повестку». То есть, возможно, не желая того, Бектенов намекнул, что Россия стала локомотивом, который может повести за собой другие страны в «зеленой повестке». Экология — это ведь не только про свалки, главное — научиться «встраивать» в окружающую действительность человеческие потребности. И не нужно советчиков извне — экспертов западных НКО: положительных практик в странах СНГ предостаточно. Что называется, бери и делай… Потому что все связано в единый клубок — приграничные реки, «коллективное море», исчезающие виды фауны и флоры.

IMG_20250726_111358_438.jpg

«Каспийская боль»

Собственно говоря, не будем тысячу раз перечислять стоящие перед странами «зеленые вызовы» — они хорошо известны. Российский премьер, выступая на пленарном заседании, повторил слова Путина:

«…задачи сохранения природы не могут успешно решаться одной отдельной страной. Это дело всех государств. Без преувеличения, всего человечества. Очень важно, определить единые подходы, чтобы добиться баланса между деятельностью по охране окружающей среды и социально-экономическим развитием».

Премьер напомнил, что РФ — большая водная страна. И В РФ сейчас делается немало, чтобы сберечь и реки, и озера. Но говоря о чистых российских реках, Мишустин напомнил, что в СНГ существует «коллективная болевая точка» — Каспийское море, проблемы которого надо решать только совместными усилиями, не вмешивая сюда политику:

«Пристально смотрим — это требует нашего внимания — на вопросы обмеления Каспийского моря. Они вызваны глобальными изменениями климата. И здесь одна из главных задач, и мы об этом подробно с партнерами говорим, создать эффективную и долгосрочную модель прогнозирования колебаний уровня этого уникального, красивого водоема. Министерство природных ресурсов и экологии России уже работает в этом направлении. Хочу, пользуясь случаем, пригласить зарубежных коллег присоединиться. От состояния Каспийского моря зависит качество жизни миллионов граждан. И его сохранение, и рациональное использование — наша общая ответственность и наша общая задача».

IMG_20250726_111401_868.jpg

Казахстанский премьер Олжас Бектенов заметил:

«С начала 2000-х годов наблюдается тенденция снижения уровня Каспийского моря. Для изучения этой и других проблем создан Казахский научно-исследовательский институт Каспийского моря. К сожалению, прогнозы ученых неутешительны. Нужны решительные, скоординированные действия всех прикаспийских государств для сохранения этого уникального водоема».

А буквально через час после того, как премьеры очертили круг «каспийской проблемы», российский министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов дополнил слова премьеров двух стран:

«За более чем столетний период научных подходов к этой проблеме сбываются прогнозы небольших периодов времени, нескольких лет. Тогда как прогнозы на десятилетия, к сожалению, являются ненадежными. Поэтому всем прикаспийским государствам нужно построить эффективную модель, которая сможет обеспечить прогноз изменения уровня Каспийского моря», — сказал Козлов.

Он уточнил, что необходимо сформировать краткосрочный прогноз на период 1–3 лет, среднесрочный на период 5–15 лет и долгосрочный на 20 и более лет. Сейчас, по словам Козлова, формируется комплексная программа по изучению изменений уровня Каспийского моря для принятия мер по минимизации возможных негативных последствий. В результате планируется создать методику оценки будущих изменений уровня моря и социально-экономических эффектов этих изменений. Ну и конечно, российский министр дал понять, что будущая программа не будет носить закрытый характер, она будет дополняться с учетом интересов прикаспийских стран.

Еще Козлов привел много аргументов в пользу того, что РФ делает немало для улучшения ситуации в дельте реки Волга: меняется гидротехническое оборудование, реализуются национальные программы, словом, российская сторона не сидит сложа руки и вместо популизма делает все возможное, чтобы облегчить участь мелеющего моря…

Российского министра поддержал и казахстанский коллега, председатель правления Национальной гидрогеологической службы «Казгидрогеология» при Министерстве водных ресурсов и ирригации Республики Казахстан Болат Бекнияз:

«Прогнозирование в условиях изменения климата очень сложное, а в условиях изменения климата долгосрочное прогнозирование практически невозможно. Гидрологические циклы поменялись непонятно в какую сторону».

Явно без взаимопомощи и коллективной ответственности не обойтись. Опять-таки, по словам Болата Бекнияза, «Россия и Казахстан без политики научились решать другие сложные проблемы, к примеру, паводки 2024 года показали, насколько может быть неоценимо взаимодействие спасателей, гидрологов — совместными усилиями любые невзгоды легко преодолимы».

IMG_20250726_111405_406.jpg

Экологические коридоры, озера, ледники и снежные барсы

Армянский премьер Никол Пашинян также выразил восхищение от увиденного в Горном Алтае. Но остановился он на «знакомых болячках»: изменениях климата, таянии ледников, уменьшении осадков, оползнях, процессах эрозии почвы и опустынивания. «Жемчужина Армении — озеро Севан, являющееся самым большим пресноводным водоемом в нашем регионе, сокращается», —отметил премьер-министр.

В целом, бунтарский дух Пашиняна не устоял перед стоящими вызовами, и он призвал государства — членов ЕАЭС активнее работать в рамках климатической повестки.

А вот премьер-министр Белоруссии Александр Турчин поделился серьезным достижением, которое тоже можно «скопировать» другим государствам:

«Республика Беларусь смогла обеспечить экономический рост на фоне снижения потребления водных ресурсов. Объемы добычи вод по отношению к 2000 году сократились на 24%. В результате своевременной реконструкции и модернизации коммунальных очистных сооружений сброс недостаточно очищенных сточных вод за последние 20 лет сократился в 7,8 раза и в настоящее время не превышает 0,2% от общего объема сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты».

Председатель Кабинета министров Кыргызстана Адылбек Касымалиев сообщил на конференции, что «по инициативе Кыргызской Республики в 2024 году ООН объявила 23 октября Международным днем снежного барса — как напоминание о важности сохранения его популяции. Благодаря мерам поддержки популяция снежного барса в Кыргызстане на сегодня превышает 500 особей. Хотел бы отметить плодотворное сотрудничество Кыргызстана с Республикой Алтай в деле сохранения снежного барса. В марте 2025 года в центр «Снежный барс» Республики Алтай были переданы три особи снежного барса в качестве важного шага в деле реинтродукции и укрепления популяции. Это не просто символическое действие, а вклад в устойчивость экосистемы Алтай-Саянского региона».

IMG_20250726_111408_341.jpg

А еще Касымалиев выступил с уникальной идеей о создании в Центральной Азии трансграничных экологических коридоров с охватом территорий сопредельных стран.

«Создание таких экологических коридоров не только способствует сохранению биоразнообразия, но и открывает новые возможности для устойчивого развития, в том числе в сфере экотуризма», — сказал кыргызский премьер. И снова на пространстве СНГ озвучены новации, которые могут быть полезны всем.

Премьер-министр Таджикистана Кохир Расулзода рассказал о том, что в мае 2025 года в Душанбе состоялась Международная конференция высокого уровня по сохранению ледников. В дальнейшем в Душанбе будет создан региональный координационный центр гляциологии под эгидой Всемирной метеорологической организации в сотрудничестве с другими партнерами по развитию. Вот только хотелось бы, чтобы за бортом центра не остались наработки в этом направлении других стран СНГ.

Премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов рассказал, что с 2018 года на высохшем дне Аральского моря было произведено озеленение более 2 млн га солеустойчивыми растениями.

Также Арипов отметил, что для поддержки социально-экологических проектов Приаралья создан многопартнерский трастовый фонд ООН по обеспечению человеческой безопасности, который стал надежной платформой для реализации инициатив в регионе, и призвал страны СНГ принять активное участие в решении проблем Арала…

В общем, Манжерок стал тем местом, где были озвучены прорывные идеи, способные если не радикально изменить мир, то сделать все, чтобы он заиграл новыми красками — с заботой человека о живом для грядущих поколений. Точка отчета найдена, осталось только засучить рукава, не обращая внимания на «сладкие» сказки звездно-полосатых партнеров.

Виктор Вронский

Манжерок

Читайте также