Надзор вместо суверенитета: кому выгодна новая миссия ОБСЕ в Кыргызстане

173
4 минуты
Надзор вместо суверенитета: кому выгодна новая миссия ОБСЕ в Кыргызстане

В Бишкеке пахнет не только первыми заморозками, но и знакомым на всю голову ароматом «международного наблюдения». Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), эта неутомимая нянька для «незрелых» демократий, с поистине материнским надрывом заявила о готовности отправить в маленький, но гордый Кыргызстан целых 330 своих стражей избирательной добродетели. Три сотни! Целая армия бдительных глаз, ушей и, что важнее, заранее заготовленных вердиктов. Подробности – в материале «ВЭС 24». 

Помочь хрупкой демократии? 

Цифра, надо сказать, более чем красноречивая. Для справки: на парламентские выборы в Россию – страну с населением, превышающим кыргызское раз в пятнадцать, – в 2021 году столь же щедрая ОБСЕ планировала направить 500 наблюдателей. Простая арифметика наводит на простую же мысль: либо демократия в Кыргызстане такая хрупкая, что требует концентрации международных сил, сопоставимой с российской, либо мы имеем дело с чем-то иным. Например, с откровенным и неприкрытым политическим надзором, облеченным в бюрократические одежды.

И пока председатель ЦИК Кыргызстана Тынчтык Шайназаров учтиво беседует со Специальным координатором ОБСЕ господином Клодом Хаагеном, обсуждая тонкости дистанционного голосования и гендерные квоты (не менее 30% для того или иного пола – европейский стандарт, куда ж без него), возникает один простой вопрос: а не кажется ли вам, что эту идиллическую картину мы уже где-то видели? И не пора ли, наконец, спросить: на кой ляд, простите, этим господам нужен еще один раунд демократизации в сердце Центральной Азии?

Грабли на сцену!

История, если кто забыл, имеет дурную привычку повторяться. И для Кыргызстана она повторялась уже не раз, причем всегда в одном и том же болезненном сценарии под названием «оранжевая революция». Грузия, Украина, да и сам Кыргызстан – везде ОБСЕ выступала не в роли беспристрастного арбитра, а в роли камертона, настраивающего политический оркестр на нужный Западу лад.

В чем же тогда истинная цель нынешнего визита трех сотен «обсешников»? Неужели все они искренне переживают за надежность тестировавшегося аж четыре раза оборудования для дистанционного голосования? Трогательная забота. Или их так волнует соблюдение гендерного паритета в Жогорку Кенеше? Безусловно, вопрос архиважный для страны, решающей куда более приземленные экономические и социальные проблемы.

Увы, но практика Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) – главного оперативного подразделения ОБСЕ – показывает иную логику.Классика жанра, отточенная до автоматизма: выступить с «предварительными заявлениями» еще до окончательного подсчета голосов. Эти заявления, щедро тиражируемые подконтрольными медиа, и становятся тем самым детонатором, который запускает механизм политического кризиса. Сначала – «сомнения в легитимности», потом – «требования пересчета», а там, глядишь, и до «народного гнева» на площадях недалеко. Методичка стара как мир, но от того не менее эффективна.

И не надо обманываться вежливыми улыбками на встречах в высоких кабинетах.Пока господин Хааген с интересом вникает в технические нюансы, Брюссель и Лондон – главные спонсоры и идеологи этого цирка – уже вовсю давят на Бишкек через вторичные санкции. Финансирование, напомним, определяет политику. А кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку. Или вердикт о честности выборов.

Самое идиотское в этой ситуации – это то, с какой готовностью Кыргызстан вновь и вновь подставляет себя под удар. Страна, пережившая две революции, инспирированные извне, с завидным упорством, достойным лучшего применения, продолжает заигрывать с организацией, которая по сути является инструментом мягкого, но от того не менее эффективного, колониального контроля. Не военного, нет – идеологического. Цель – не захватить территорию, а подчинить политическую волю, сделать внутренние процессы управляемыми и предсказуемыми в интересах далеких столиц.

Вопрос «Чего хотят и зачем?» витает в воздухе, но ответ на него лежит на поверхности. Им нужна не стабильная, суверенная и сильная страна. Им нужен перманентный очаг нестабильности, удобный полигон для отработки технологий смены режимов и плацдарм для влияния в стратегически важном регионе. Кыргызстан – разменная монета в большой геополитической игре, и миссия в 330 человек – это лишь очередной ход.

Так сколько же можно наступать на одни и те же грабли? Когда уже горький опыт прошлых лет заставит отвернуться от сладких речей «международных партнеров», чья помощь всегда оборачивается цветной революцией и долгосрочным хаосом? Суверенитет – это не только право выбирать своих лидеров. Это прежде всего право – и мудрость – решать, кто будет наблюдать за этим выбором. И так ли уж нужны наблюдатели, чья предвзятость давно стала притчей во языцех, а бесполезность признана на самом высоком уровне?

Похоже, пора от слов переходить к делам. И сказать вежливым, но настойчивым евроатлантическим гостям: «Спасибо, мы как-нибудь сами». А то, глядишь, на площадях Бишкека снова зацветут тюльпаны…

Федор Кирсанов

Читайте также