«Не надо доверять мифотворцам, которые хотят приобрести быструю славу у коренного этноса»

926
4 минуты
«Не надо доверять мифотворцам, которые хотят приобрести быструю славу у коренного этноса»

Продолжаем знакомить вас с прошедшим большим и уникальным событием — IV Международным алтаистическим форумом «Славяно-тюркский мир на пространстве Большого Алтая: история и современность».

Общая память, общая история

IMG_20250923_082002_386.jpg

Напомним, его участниками в этом году стали более 450 человек: ученые, студенты, исследователи и эксперты в области алтаистики и тюркологии. Все они в течение нескольких дней обсуждали не просто абстрактное историческое и археологическое наследие, а скорее практически дополняли известный тезис о том, что Большой Алтай стал родиной тюрков, сыграл большую роль в формировании многих государств.

Сразу по завершении форума другое «тюркское действо» развернулось в Горном Алтае — Манжерок принимал экспертов на конференции «Алтай — прародина тюрков».

Присутствующий на конференции Государственный секретарь Кыргызстана Марат Иманкулов подчеркнул значимость общего культурного пространства и его влияния в жизни:

«Когда-то наши предки, киргизы, со всеми нашими соседними народами здесь жили (на Алтае. — Прим. ред.). Ментальность, общая культура, языковая общность… Мы же недавно жили вместе в одной стране, в Советском Союзе. Это не надо забывать. Поэтому сохранение исторической памяти для нас очень важно. Тем более сейчас такой сложный период в развитии мировой обстановки».

Госсекретарь отметил, что сохранение памяти касается и великих событий, таких как победа в Великой Отечественной войне, и подвигов, совершенных предками. Но главное —неустанная совместная работа во благо грядущих поколений.

«Ложь рождает мифы»

IMG_20250923_082007_164.jpg

Абылабек Асанканов, директор Института истории, археологии и этнологии им. Б. Джамгерчинова, Национальной академии наук Кыргызстана, в беседе с «ВЭС 24» рассказал об участии своего коллектива в работе форума и проектах «Большого Алтая».

Проект Алтайского государственного университета «Большой Алтай» для нас стал знаковым. На протяжении трех лет мы участвуем в комплексных экспедициях в Республике Горный Алтай. Что для нас важно? Прежде всего, мы ищем корни кыргызов на юге Сибири… Что могу сказать, конечно же, следы есть. И прослеживаются четкие родоплеменные связи алтайцев и кыргызов. Мы насчитали, по крайней мере, 10 алтайских родов, представители которых встречаются в нашей стране. Изучали состав скотоводства в Горном Алтае, он также не отличается от нашего.

В 2024 году, чтобы иметь полное представление об Алтае, мы побывали в Кош-Агачском и Улаганском районах, расположенных на юге и находящихся ближе к Центральной Азии. Мы также смогли проанализировать и сравнить различные этнические группы: на севере мы встретили кумандинцев, челканцев и тубаларов, на юге — алтайцев и теленгитов. Здесь уже проявляется другая культура — скотоводческая, в то время как в северной части Алтая преобладают рыболовы и охотники, жители тайги и лесов. Сам Алтай многообразен в плане родов, племен, что делает его полиэтничным регионом. Но вообще, задача исследователей нашего большого проекта заключается в том, чтобы искать именно идентичность, параллели, общие, объединяющие нас традиции, нежели отличительные. Это объединяет народы России и Центральной Азии в сложное и неоднозначное для всех время. В нашей экспедиции мы этого добились, и акцент был именно на общности наших народов.

Что еще можно сказать — так называемый способ ведения кочевого хозяйства, он также похож. Вы не поверите, но для изучения родственных народов нам помогает… музыка. По мелодичности слов и кыргызы, и алтайцы — родственные народы, что не скажешь о другой группе тюркских народов. И вот в этом направлении мы также будем работать.

— Читая некоторые труды, создается ощущение, что русских в Сибири не было… одни кыргызы. Вот есть один историк в России, забыл фамилию...

— Козодой...

— Да, он. Так вот, написал этот историк неоднозначный труд, Садыру Жапарову его дали в руки. И все — гениальный труд про кыргызов получился. Но Вы и Ваши коллеги говорят, что это не труд, а компиляция из различных источников, такое мифотворчество. Как к этому относиться?

Есть такая категория историков, если так можно сказать, которая желает быстрой славы. Ну как они работают? Если мы, чтобы прийти к каким-то выводам, что называется, работаем в полях, архивной тишине, а они просто занимаются переписыванием тех или иных источников в угоду элите этноса. Знаете, хотят понравиться тем же кыргызам. Вот, мол, как было… Но было ли? Если мы ведем речь об этнографических исследованиях, то большая их часть — это бесконечные интервью с носителями языка, хранителями обрядов и традиций. Но для нас важно, чтобы было как можно больше таких свидетельств, прежде чем мы сможем сделать хоть какие-то выводы… Это один подход. Другой — можно же заплатить за интервью — и «источник» расскажет тебе то, что ты хочешь услышать. Ну какая это наука? Какие исследования? Так и рождаются мифы и сенсация. Этому верить нельзя и скорее надо относиться как к байкам. Это как относительно недавно Трамп, говоря о победе во Второй мировой войне, сказал, что в этом заслуга исключительно США и европейских союзников. Очевидно, он доверился информации псевдоисториков, мифотворцев.

Виктор Вронский

Барнаул

Продолжение следует

Читайте также