«Присоединение» Азербайджана к Центральной Азии больше политический, чем практический шаг»

175
2 минуты
«Присоединение» Азербайджана к Центральной Азии больше политический, чем практический шаг»

В Ташкенте прошла седьмая Консультативная встреча, на которой лидеры пяти стран Центральной Азии достигли соглашения о включении Азербайджана в данный формат. Андраник Ованнисян, востоковед, политолог, эксперт по вопросам региональной безопасности на Южном Кавказе и Центральной Азии, в беседе с «ВЭС 24» рассказал, что это значит для региона

«Присоединение» Азербайджана к формату консультативных встреч Центральной Азии не является внезапным геополитическим прорывом, а укладывается в рамки логичного развития сформировавшегося за последние годы тренда на углубление отношений Баку со странами ЦА. 

Если говорить о временном факторе, то можно отметить ряд ключевых причин. Во-первых, Азербайджан после достижения военного реванша в противостоянии с бывшей непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой (НКР) стремится играть роль «средней державы» и расширяет внешнеполитическое пространство за пределы Южного Кавказа. Во-вторых, сами государства ЦА усиливают горизонтальные связи и ищут новых партнеров, не вступая в противоборствующие блоки, что делает Баку удобным участником. Напомню, что Азербайджан является полноправным участником «Движения неприсоединения», как и большинство стран ЦА. 

Зачем это Азербайджану? Прежде всего для укреплениятранспортной и энергетической роли в более обширном Каспийско-Черноморском регионе. Баку также стремится стать ключевым звеном Срединного коридора и Транскаспийскогомаршрута. Присутствие в формате позволяет закрепить политическое доверие, ускорить согласование транзитных решений и усилить собственную переговорную позицию в отношениях с ЕС, Турцией и Китаем.

Для ЦА присоединение Азербайджана повышает гибкость формата, но может также отразиться на интеграционном процессе в регионе. В целом эффект от присоединения пока больше политический, чем практический.

Антон Беднов

Читайте также