Пять глобальных вызовов для России, Китая и Казахстана: страны создают новый формат сотрудничества и критикуют ШОС

975
4 минуты
Пять глобальных вызовов для России, Китая и Казахстана: страны создают новый формат сотрудничества и критикуют ШОС

В Астане 25 сентября состоялась Международная дискуссионная платформа «Россия — Казахстан — Китай: общие вызовы и будущее сотрудничества». Ее организатором выступил Институт исследования региональной интеграции при поддержке Фонда Горчакова. В мероприятии принимали участие эксперты из трех стран, они поделились своим мнением о развитии трехсторонних связей

«Энергетика и транспорт»

Манарбек Кабазиев, заместитель председателя правления Института внешнеполитических исследований при МИД РК, отметил, что мир стремительно трансформируется: те страны и регионы, которые смогут предложить миру новые модели взаимодействий, основанные на доверии, прагматизме и взаимной выгоде, получат преимущество. В этом контексте стратегическое партнерство России, Казахстана и Китая становится не просто региональным проектом, а элементом новой глобальной архитектуры.

«Протяженность границ между Россией и Казахстаном составляет 7500 км, а с Китаем — 1750 км. Эти границы создают основу для развития транспортных маршрутов и сотрудничества в Евразии. Казахстан выступает естественным связующим звеном между Россией и Китаем, что позволяет реализовывать масштабные проекты. Один из ключевых проектов — Транскаспийский международный транспортный маршрут, который соединяет Китай, Казахстан, Каспийское море и Европу. Этот маршрут активно развивается и становится важным транспортным коридором. Совместно с Китаем Казахстан также работает над железнодорожным терминалом, который позволит осуществлять грузовые перевозки из Центральной Азии в Тихий океан. В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Россия и Казахстан обеспечивают беспрепятственное движение товаров по северному направлению в Европу через российские транспортные узлы. Это позволяет поддерживать стабильность и устойчивость торговых потоков в условиях глобальной турбулентности», — отметил Манарбек Кабазиев.

IMG_20250926_073432_356.jpg

От доверия будет зависеть будущее место Евразии

Андрей Решетняк, советник ректора Университета МГИМО МИД РФ, отметил, что сейчас от доверия и взаимодействия во многом будет зависеть будущее место Евразии на глобальной арене.

«Особую роль здесь играют международное образовательное взаимодействие и публичная дипломатия. Эти инструменты создают условия для диалога между обществами, формируют атмосферу взаимного уважения и готовят новое поколение лидеров, способных стратегически мыслить и видеть будущее регионов на десятилетия вперед», — отметил Решетняк.

«Пять глобальных вызовов»

Жумабек Сарабеков, директор Института мировой экономики и политики, подробно остановился на глобальных вызовах, которые будут усиливаться в ближайшее время.

Первый и главный вызов — глобальный отход от правил. Международные нормы и организации теряют авторитет, а крупные игроки решают вопросы силой, исходя из своих узких интересов. В таких условиях поддержка союзников и партнеров становится особенно ценной. Укрепление региональных форматов, таких как ШОС, ЕАЭС и другие организации, могут помочь нам сохранить стабильность.

Второй вызов — протекционизм. В мировой экономике наблюдается новая волна торговых барьеров и ограничений. Для Казахстана важно сохранить открытые экспортные маршруты, особенно по Транскаспийскому маршруту, который составляет более половины нашего экспорта.

Третий вызов — борьба за высокие технологии. Конкуренция в сфере искусственного интеллекта, микроэлектроники и цифровой инфраструктуры становится все более ожесточенной. Важно не только конкурировать, но и сотрудничать, чтобы обеспечить лидерство в этих областях.

Четвертый вызов — информационные войны и киберугрозы. Ситуация здесь очевидна и требует внимания.

Пятый вызов — изменение климата. Засухи, таяние ледников и экстремальные температуры угрожают нашей безопасности, продовольствию и воде.

IMG_20250926_073436_067.jpg

«Чтобы ответить на эти вызовы, важно развивать транспортные коридоры, а также не мешать нашему бизнесу и народам сближаться. Мы должны избегать провокаций и конфликтов, которые мешают естественному процессу интеграции», — подчеркнул Жумабек Сарабеков.

Китай не удовлетворен деятельностью ШОС

«Китай демонстрирует растущую активность в Центральной Азии. Для реализации своей стратегии он создает новые механизмы и площадки. На протяжении более двух десятилетий основной многосторонней площадкой для продвижения интересов Китая в этом регионе была Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). ШОС позволяла Китаю согласовывать свои интересы с Россией, которая рассматривает Центральную Азию как важную сферу влияния. Однако в 2020 году Китай представил новый механизм взаимодействия с пятью странами Центральной Азии «ЦА + Китай». Это свидетельствует о переоценке роли ШОС и неудовлетворенности Китая результатами организации в продвижении инициативы «Пояс и Путь», — отметила Яна Лексютина, доктор политических наук, заместитель директора Института Китая и современной Азии, главный научный сотрудник Центра мировой политики и стратегического анализа, профессор кафедры американских исследований СПбГУ.

Помимо этого, Яна Лексютина обратила внимание, что в 2017 году ШОС расширилась за счет Пакистана и Индии, что усложнило реализацию китайской инициативы. Индия, из-за специфики своих отношений с Китаем, затрудняла продвижение инициативы.

«Китайские эксперты отмечают, что расширение ШОС увеличило географическую зону ответственности организации, что размыло фокус внимания с Центральной Азии. Кроме того, ШОС имеет множество механизмов, что также смещает фокус с практического взаимодействия. Китай также отмечает, что страны — члены ШОС часто находятся в конфликтных отношениях как между собой, так и с внешними державами», — подчеркнула Лексютина. 

Антон Беднов

Астана

Продолжение следует

Читайте также