«С5+1»: Как китайский проект ««Один пояс — один путь» будет объезжать геополитический «шлагбаум» от Дональда Трампа

163
3 минуты
«С5+1»: Как китайский проект ««Один пояс — один путь» будет объезжать геополитический «шлагбаум» от Дональда Трампа

Директор ЦЭИ «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков о прошедшем саммите в Вашингтоне:

Итоги прошедшего в Вашингтоне саммита «С5+1» меняют внешнеполитическую повестку США в отношении нашего региона. В качестве примера можно привести саммит того же формата при президенте Байдене в сентябре 2023 года. Тогда речь шла о сотрудничестве в сфере безопасности и не более того. Также экс-глава США акцентировал внимание на соблюдении прав представителей ЛГБТ, стараясь протолкнуть в Центральную Азию американский сценарий демократических преобразований.

Дональд Трамп с первых шагов своего президентства показал, что ему безразлична мягкая сила США в лице USAID, который оказался на «голодном пайке». Центральноазиатские грантоеды в лице многочисленных НПО остались без американских зарплат, резко развернув свои «кошельки» в сторону ЕС.

Политика «открытых дверей» в США от Байдена для мигрантов из Центральной Азии при Трампе превратилась в простую формулу: «билет на Родину, аэропорт, самолет». Как прагматик и бизнесмен, Трамп сделал ставку на продвижение экономических интересов в Центральной Азии, понимая необходимость использовать политическую модель сотрудничества с Россией и Китаем, а это подразумевает невмешательство во внутриполитические процессы стран региона.

IMG_0008.jpeg

Отсюда и ключевая инвестиционная риторика Трампа на нынешнем «С5+1». Меморандумы и сделки на сумму около 200 миллиардов долларов. Внушительный десант из десятков ведущих американских корпораций, готовых внедрять технологии и осуществлять проекты по многим направлениям.

Правда, возникает закономерный вопрос: на каких условиях «прольются долларовые дожди»? Ответ известен: кроме условий от администрации Трампа других быть не может. Насколько «аттракцион американской щедрости» выгоден суверенным странам Центральной Азии, как говорится, реализация покажет.

Озвученные на саммите планы Трампа по усилению присутствия в Центральной Азии, безусловно, стали «вишенкой на торте» для Пекина.Особенно это касается развития трансграничной инфраструктуры, транспортно-логистических систем и цифровых технологий. В частности, участники уделили большое внимание Среднему коридору, по которому за последние годы объем перевозок вырос в шесть раз. Цель - довести этот показатель до 10 миллионов тонн и сделать маршрут одной из ключевых артерий мировой торговли. Плюс маршрут имени Трампа — Зангезурский коридор, который стратегически влияет на потоки продукции из Китая.

IMG_0009.jpeg

По сути, хозяин Белого дома этим саммитом громко дал понять китайским коллегам, что их грандиозный экономический проект «Один пояс - один путь» не сможет объехать геополитический «шлагбаум» от Дональда Трампа.

Кроме того, имеется еще один геополитический посыл для Поднебесной — привлечение крупнейших американских компаний к разработке редкоземельных металлов, где политики гораздо больше, чем экономики.

Вне официальных сообщений осталась тема Афганистана, а точнее военная база в Баграме, куда устремился в своих планах Пентагон.Наверняка в кулуарах Трамп обсудил и эту тему. Данная база позволяет осуществлять мониторинг за ситуацией в Китае и в регионе в целом.

Вне повестки оказались и вторичные санкции США в отношении России. Скорее всего, Трамп как бизнесмен прекрасно понимает, что в Центральной Азии эти ограничения работать не будут даже исходя из элементарной логики высоких показателей товарообмена между Россией и нашим регионом.

Читайте также