Формат «С5 + 1» за последние годы стал настоящим глобальным феноменом. На сегодняшний день его активно используют для сотрудничества с государствами Центральной Азии страны Евросоюза, Соединенные Штаты, Китай, Япония, Россия, Германия, Италия и многие другие. «ВЭС 24» публикует основные тезисы выступлений участников круглого стола, посвященного вопросам взаимодействия стран в рамках данного формата. В свете предстоящего саммита «Центральная Азия — США», который состоится в Вашингтоне 6 ноября, мысли, высказанные участниками, оказываются более чем своевременными. Часть 3
По мнению системного аналитика, экономиста и историка Бактыбека Саипбаева, говоря о плюсах и минусах формата «С5 + 1», надо иметь в виду, что у Запада и России к этим встречам совершенно разные подходы. Европейцы и американцы подходят к взаимодействию со среднеазиатской пятеркой с менторской позиции, российская сторона — как к равноправным партнерам и союзникам.
«Соединенные Штаты и Западная Европа видит в нас потенциальную колонию. Согласно терминологии марксизма-ленинизма, колония — это источник дешевых ресурсов, будь то минеральное сырье или рабочая сила с одной стороны и рынок сбыта собственных товаров с другой стороны. Мы видим, что и Америка, и Европа стремятся в Среднюю Азию поставлять какие-то свои товары. Это могут быть самолеты типа боингов, поезда или еще что-то. С одной стороны, нам действительно нужны современное оборудование и современные технологии. И если Запад будет нам их давать, то, конечно, надо продолжать с ними сотрудничать, но, как говорится, до поры до времени. Но их самый главный интерес — это наше минеральное сырье, в первую очередь — редкоземельные металлы, которых у нас достаточно.

Недаром, допустим, та же Франция обхаживает сейчас Казахстан. Страны Сахеля не хотят дальше работать с Францией, а ей нужен уран. Вот они и стремились в Казахстан. В странах Средней Азии действительно очень много полезных ископаемых, которые им важны и нужны на будущее, особенно это видно по действиям Западной Европы, которая лишается привычного ресурсного обеспечения и, соответственно, привычного комфортного образа жизни, поэтому судорожно ищет, где же она может это сырье получать.
При этом борьба за ресурсы идет и внутри западного блока. С одной стороны — Штаты и континентальная Европа, с другой стороны — США и Британия конкурируют между собой, при этом британцы и с континентальной частью Европы конкурируют. И в этом плане мы, конечно, для них лакомый кусочек.
Я уже не говорю о геополитике, это еще Маккиндер говорил: «Кто контролирует хартленд — сердцевину Евразии, тот контролирует всю Евразию, а кто контролирует Евразию, контролирует весь мир». В этом плане западные стратегии не меняются уже десятки лет. Вкратце, Западу нужно, чтобы мы просто были какой-то их неоколонией и поставляли для них свои ресурсы.

Недавно в Душанбе прошел саммит «Центральная Азия + Россия» — и мы сразу видим разительные отличия. Для РФ мы не являемся потенциальной колонией. Москва хочет совместно с нами создавать и развивать какие-то общие инфраструктурные проекты, в первую очередь энергетические. Уже и в Узбекистане, и в Казахстане, и в Таджикистане, да и в Монголии решили, что надо строить атомные электростанции. Одновременно мы видим, что в том же Узбекистане и Казахстане открываются филиалы всех ведущих российских технических вузов, потому что эти республики понимают, что им надо подготовить собственные национальные кадры для того, чтобы эксплуатировать эти высокотехнологичные объекты энергогенерации.
Россия готова с нами работать и в плане других сооружений, касающихся и гидроэнергетики, и возобновляемых источников энергии. Вот недавно в Кыргызстане решили, что будут выпускать какие-то батареи и т.д. И таких проектов много. Поэтому сразу видны разительные отличия, как Россия вместе с Беларусью хотели бы работать со Средней Азией. Поддерживать братские отношения, совместно создавать проекты, совместно готовить кадры и развивать науку, искусство и культуру. Совместно развивать аспекты, касающиеся всех направлений безопасности, совместно заниматься цифровизацией.
России и Беларуси не надо знакомиться с нашим регионом, как Италии например. В этом, на мой взгляд, коренное отличие сотрудничества нашего региона с Россией.
На мой взгляд, с точки зрения геополитики Англия и США, допустим, делают ставку на Казахстан. Так получилось, что многие крупные казахстанские месторождения углеводородов разрабатываются совместно с компаниями именно из этих стран.
Россия больше делает ставку на Узбекистан — с точки зрения развития совместных геоэкономических проектов, и большую ставку она делает на Таджикистан — с точки зрения безопасности. Потому что Таджикистан непосредственно граничит с северной частью Афганистана, где, как мы говорим на протяжении нескольких лет, есть лагеря уже готовых к переброске международных террористов, причем разного этнического состава: там есть и арабы, и выходцы из наших республик — это этнические узбеки, казахи, кыргызы, таджики, которые готовы прийти в наш регион, чтобы создавать здесь исламские государства, халифаты, т.е. взрывать ситуацию в нашем регионе. И в этом, конечно, им будут помогать спецслужбы Запада. Нам нужно об этом помнить и стараться укреплять совместную безопасность. А это можно сделать только путем системного сотрудничества.
Я думаю, что главными нашими союзниками все-таки будет союзное государство Россия и Беларусь. Это с одной стороны. А с другой — великий Китай, который продвигает свою концепцию единой судьбы человечества и свой проект «Один путь». Работая с этими странами, у нас есть шансы стать центральноевразийским транспортно-логистическим хабом. Кроме того, мы можем развить горнодобывающую промышленность. Ну и конечно, создать единую энергетическую систему — единую систему электрогенерации, чтобы всем нам было комфортно жить и дальше развиваться. Если мы хотим развивать экономику и промышленность, внедрять цифровизацию и искусственный интеллект, нам необходимо огромное количество энергии. А как увеличить генерацию в условиях нарастающего маловодия и деградации ледников? Совместными усилиями среднеазиатских республик в сотрудничестве с Россией», — заметил Саипбаев.
Поддержал эту мысль замдиректора ИСАП при КРСУ Арсен Усенов. Он отметил, что Центральная Азия, в силу того, что она становится важным игроком на мировой арене, должна активно участвовать в саммитах «C5 + 1», но страны региона должны исходить прежде всего из собственных национальных интересов.
Алтынай Кумушбаева
Бишкек
Продолжение следует
«ВЭС 24» — информационный партнер мероприятия
Вторую часть читайте здесь.