«Цифровой суверенитет — не мечта, а вопрос выживания. И мы уже проигрываем»

186
4 минуты
«Цифровой суверенитет — не мечта, а вопрос выживания. И мы уже проигрываем»

В ходе международного онлайн-брифинга на тему «Угрозы цифровой эпохи: как обеспечить безопасность России и Центральной Азии?»,организованного Центром геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа), Центром исследовательских инициатив «Ma'no» (г. Ташкент) и сетевым изданием «Восточный экспресс 24», прозвучало выступление редактора-обозревателя ИА «Спутник Кыргызстан» (г. Бишкек) Таалайбека Ороскулова.

Сразу скажу, что я учился на инженера вычислительной техники в эпоху, когда в наше цифровое будущее еще не был заложен чужой код. Тогда мы могли не зависеть от чужих серверов и чужих решений, а сегодня мы в роли догоняющих и постоянно оправдывающихся, потому что играем на чужом поле. 

Мы говорим о цифровом суверенитете так, будто это просто модный тренд. Но это — основа основ. Это то, что определяет, кем контролируются наши деньги, данные, коммуникации, государственные системы. Это касается каждого: от домохозяйки, оплачивающей квитанции через приложение, до военного, передающего зашифрованный приказ. И все это — на чужой инфраструктуре, на чужом «железе», в чужом программном коде. Ведь не секрет, что даже военные используют компьютеры, собранные не на отечественной элементной базе. 

Давайте будем честны: пока у нас нет собственного интернета, собственного цифрового пространства, собственной электронной элементной базы и собственного программного обеспечения — мы не суверенны. Мы пользователи с завязанными руками, и нас давят со всех сторон — информационно, финансово, технологически, и мы не защищены даже в теории, потому что защита на чужой платформе — это иллюзия.

Китай начал строить свою цифровую независимость пошагово. У негобыла промышленная база, которую он хитро и настойчиво наполнял западными технологиями, чтобы потом на этой основе создать собственные.  

Но у нас был свой путь. У нас была электронная промышленность, которая в советское время не просто не отставала — она по многим параметрам опережала Японию и Южную Корею. Мы создавали технологии, которые сегодня кажутся фантастикой. Тот же самый «Корвет» — это лишь верхушка айсберга, бытовая иллюстрация того, что на самом деле творилось в закрытых НИИ и на заводах. И все это похоронили управленческие ошибки, но потенциал, опыт, знания остались.IMG_20251119_062031_302.jpgСегодня есть процессоры «Байкал» и «Эльбрус» — это шаг вперед, но одного процессора мало. Нам нужно все: от кремния в земле до собственных протоколов связи в эфире, собственных операционных систем, дата-центров стандартов интернета и, что критически важно, нужны собственные бэкапы, разнесенные не по соседним этажам, а по разным городам. Потому что, как недавно показала трагедия в Южной Корее, цифровая инфраструктура хрупка. И уязвимость может быть заложена не только в коде, но и в самом «железе» — незаметно, тихо, фатально.

Цифровой суверенитет невозможен без промышленного. А тот, в свою очередь, невозможен без экономического, который держится на политической воле. Все это — цепочка. И если в ней слабо одно звено, рушится все.

Я верю: мы можем это восстановить. Но только если перестанем ждать «идеального момента» и начнем действовать — даже если с захудалого завода, с процессора, сделанного по устаревшим технологиям 8-9 нанометров, даже если с узкого круга государств, готовых к концептуальному союзу. Пусть это будет ЕАЭС, пусть СНГ, пусть кто угодно — главное, чтобы была договоренность: мы строим свое цифровое пространство. Пусть сначала для госсектора, пусть в закрытом контуре, но — свое.

И да, не забывайте: даже «Макс» — тот самый мессенджер, который нам предлагают, как символ независимости, — работает на Android и iOS. Это не наш код. Это не наша безопасность. Это иллюзия контроля. Мы уже потеряли десятилетия, но у нас все еще есть шанс. У нас есть основа, в том числе и в военно-техническом суверенитете, который, к слову, никто не отменял. Именно на нем, на принципах закрытости, автономности, непроницаемости для внешнего вмешательства, нужно строить гражданскую цифровую экосистему.

Цифровой суверенитет — это не про технологии, а про свободу. Про право решать, кто и как управляет нашим будущим. А пока мы не построим его сами — его за нас построят другие. И в этом будущем для нас просто не будет места.

Николай Ильясов

Читайте также