Руководитель Офиса достижения результатов Агентства стратегических реформ при Президенте Республики Узбекистан Азиза Умарова поделилась с участниками ХIV Международной летней школы политологов в Казахстане своими впечатлениями о первом региональном форсайте «Центральная Азия — 2050». Приводим фрагменты ее выступления:
Как работали вместе?
Мы сделали комбинацию независимых экспертов всех республик Центральной Азии с президентскими исследовательскими центрами. Самая большая делегация была из Туркменистана, и они очень активно участвовали. Забегая вперед скажу, что одним из предложений, которое озвучили во время форсайта туркменские коллеги, было сделать единый алфавит. Вот от кого я не ожидала услышать про это…
Мы сделали огромную домашнюю работу и положили на бумагу тренды, прогнозы до 2050 года, мы раздали их по всем республикам Центральной Азии. Там и про воду, про изменение климата, про таяние ледников, про энергетику, про то, какие есть пока нереализованные возможности по транспортным коридором и так далее. То есть, люди пришли, уже прочитав и ознакомившись с большими аналитическими выкладками.
Мы также объявили конкурс на эссе. И мы собрали эссе от жителей Центральной Азии, которые к нам отправили свои предложения. В эссе мы поставили вопросы: какие бы мы ценности хотели забрать с собой в будущее? От чего мы должны отказаться?
Мы в конце сделаем по итогам книгу. Сейчас, мне кажется, мы должны понять, что если мы не будем общество брать с собой в процессы обсуждения (имеются в виду и академические круги, и гражданское общество, и молодежь, и просто граждане), то понимание, осмысление, устойчивость инициатив будет все меньше и меньше. И поэтому мы хотели бы, чтобы осенью этого года к следующей встрече глав государств, которая произойдет в Узбекистане, передать книгу президентам, а потом разместить ее в интернете в полном доступе, чтобы все желающие могли ознакомиться.
Мы на себя взяли очень неблагодарную работу: форсайт выложить в рамках дорожной карты, в которой написаны исполнители, сроки и обозначается более конкретный механизм реализации. Вот это на самом деле ключ к очень многим инициативам.
Туркменистан открывается
Газа в Туркменистане хватит на триста лет. Не надо вообще ничего придумывать. И это соседи, и есть уже развитая транспортная сеть. И можно завозить и к нам, и к вам, и к кыргызам и таджикам. Но мы себе не можем это позволить представить… А почему, я не знаю. Следующий момент – интеграция и координация энергосистем. Вместе координировать проще. И кибератаки, и взломы, все можно координировать вместе, потому что вы не забывайте наше счастье, что мы живем в регионе со страной, которая обладает невероятным количеством ресурсов.
И я сейчас говорю не как официальное лицо, своё пожелание. Когда вам говорят: давайте экспортировать электроэнергию -, мы опять становимся, только уже с другой стороны, объектами, которые будут гнать куда-то на запад ресурсы. Я очень рекомендую ездить в Туркменистан, они сейчас гораздо более открытые стали; налаживать отношения.
В Узбекистане у нас сейчас с ними очень хорошие отношения. Они были закрыты до определенного времени и ситуация резко изменилась в последние три года. Это огромный потенциал, это прекрасные, добрые люди. И невзирая на все, наверное, наши стереотипы, которые тоже сложились, это всё-таки всё очень-очень сильно меняется. Да, визы остались. Я не знаю, смогут ли они их убрать, но они стали приезжать. Вы же помните, они раньше не приезжали никогда. Они стали приезжать. Это здорово. Вокруг проблем нужно объединяться. Нужно объединяться там, где у всех болит.
Надо учиться понимать регион!
Представляете, как было бы здорово, если бы хотя бы с пилотных вузов начать, чтобы можно было учиться один семестр в Самарканде, в Бухаре, в Алма-Ате, в Бишкеке, еще где-то… Это же здорово, потому что в юном уже возрасте студент напитается правильным пониманием региона. Плюс друзья, связи, которые остаются на всю жизнь.
Мы, как эксперты, хотели просто написать институционально, что можно было бы сделать Фонд развития ключевой транспортной инфраструктуры. Почему нет? Или разработка плана проектов до 2050-го года по транспорту, пусть сейчас нет возможности построить, можно построить через 10-15лет, но главное же это видение: например, как можно было бы транспорт еще улучшить, что можно было бы еще построить?
Мы написали и про взаимное признание про дипломы, систему медицинского страхования. Вы знаете, сколько казахстанцев приезжает в Узбекистан лечиться!? Это же можно официально легализовать. Есть вещи, которые у нас, например, может быть не лечат, а у вас лечат, и наоборот. То есть, можно сделать единый региональный рынок медицинского страхования и сделать это правильно. Наш регион – 83 миллиона человек. 83 миллиона – это большая территория! Не будем мыслить как регион – будет очень плохо.
Есть вопросы привлечения Афганистана к вопросам договорно-правовых отношений в отношении воды. Потому что сейчас развивается ряд проектов в Афганистане в одностороннем порядке, и если, например, не будем каким-то образом их вовлекать, приглашать, то вполне возможно, что решения будут приниматься без всех нас, а они будут иметь большое влияние на состояние водоснабжения.
Если кому-то воду подают на каких-то коммерческих условиях, если вы не можете понять, когда было подано, в каком объеме, то очень сложно будет дальше договариваться. То есть вода, которая подается в меньшем объеме, чем была, или подается не в то время, когда надо было, тоже как бы определенно играет роль в том, чтобы нанести ущерб этому же хозяйству, куда это все сливается. Это должна быть система прозрачного мониторинга, где все стороны видят одну и ту же информацию, и, исходя из нее, уже дальше принимают решения.
Региональная идентичность важна
На самом деле, если мы хотим развивать региональную идентичность, если мы хотим развивать узнаваемость, возможно, нам нужно подумать про различные культурные формы, про некие символы, которые мы могли бы гордо продвигать. Однозначно, это бы принесло огромное количество денег. Если бы мы узнаваемость подняли, тогда бы не появились китайские принты. А у нас сейчас в Ташкенте на базаре Чорсу, куда ходят очень много туристов, 90% продаваемых национальных халатов — китайские принты. Китайское правительство построило огромный завод…
На самом деле региональная идентичность нуждается в осмыслении в целом, по всем фронтам. Сейчас готовится концепция региональной идентичности, ее вынес на обсуждение наш институт стратегических межрегиональных исследований.
Кстати, казахстанское кино очень популярно на фестивалях, я знаю, что получают очень много призов, очень крутая есть поддержка со стороны правительства. Это нам всем пример, потому что у нас так не поддерживают кино, как у вас. Есть вещи, которые, например, делают наши уважаемые друзья кыргызы, есть вещи, которые таджики делают хорошо. То есть, надо посмотреть, что мы выбираем для себя, что для нас является объединяющим фактором: не разъединяющим, а именно объединяющим!
Владимир Кузменкин