В ходе международного онлайн-брифинга, организованного Центром геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа), Центром исследовательских инициатив «Ma'no» (г. Ташкент) и сетевым изданием «Восточный экспресс 24», прозвучало выступление Алибека Тажибаева, директора Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» и официального представителя Российского военно-исторического общества в Казахстане
– Среди ключевых угроз безопасности, которые необходимо преодолеть, можно выделить терроризм, наркотрафик, киберугрозы и водные конфликты.
Безусловно, существуют возможные решения, но важно определить, какие из них наиболее актуальны для казахстанской правящей или интеллектуальной элиты.
Важно отметить, что вопросы повышения субъектности Центрально-Азиатского региона обсуждаются на различных площадках, включая ЕАЭС, ОДКБ, ОТГ и СНГ.
В противодействии терроризму важно понимать, что каждая армия не способна противостоять глобальным угрозам самостоятельно. Однако их основная цель — противодействие террористическим структурам.
Организованная и скоординированная работа вооруженных сил региона позволит эффективно противостоять террористическим угрозам, которые возникают в Сирии и Афганистане.
Аналогичная ситуация наблюдается с борьбой наркотрафика. Основная причина активного потока наркотиков из Афганистана в Россию и далее через Центральную Азию — недостаточная координация работы силовых структур, ответственных за борьбу с наркотиками.
В области кибербезопасности необходимо уделить внимание развитию цифровой инфраструктуры в регионе.
Важно избежать обострения межгосударственного соперничества в водных конфликтах, особенно между странами, расположенными в верхнем и нижнем течении рек. Важно отметить, что каждая из стран региона обладала достаточным запасом устойчивости к моменту распада СССР, что подтверждается их суверенным существованием в течение 30 лет.
В решении проблем терроризма, наркотрафика, киберугроз и водных конфликтов Россия способна выступить в качестве ментора, не нарушая свою внешнеполитическую концепцию о невмешательстве во внутренние дела других государств. Если этими задачами не займется Россия, то в какой-то момент инициативу перехватит Турция в рамках ОТГ, или же западные «заклятые» партнеры, либо Китайская Народная Республика.
Антон Беднов