Одна из самых интересных дискуссий на международной научно-практической конференция памяти В.Н.Пластуна разгорелась на пленарной сессии «Китай и Центральная Азия: противоречия сотрудничества и конкуренции». Казахстанский экономист Ануар Нуртазин (был включен в топ-10 Президентского молодежного кадрового резерва) проанализировал влияние Китая в макрорегионе, которое, как он считает, транслируется через Казахстан:
– Китай, рассматривая Казахстан как стратегического партнера,в долгосрочной перспективе реализует ряд крупнейших казахстанских проектов инфраструктурных, в том числе Китай согласился помогать по реализации ТЭЦ, активно участвовал в выборе второго участка по строительству атомной электростанции. Китай практически полностью занял нефтяную область в Актюбинской области, которая связывает все три нефтяных региона Казахстана, и это самая крупнейшая область. Буквально в прошлом году, был подписан безвизовый режим между Казахстаном и Китаем. И сейчас резко увеличилось количество туристов из Китая в Казахстане. Мы сейчас видим все больше и больше крепких физически молодых китайских людей в Казахстане, которые работают или развивают собственные бизнесы.
Здесь следует учитывать, что после 2022 года постепенно Китай занял доминирующее положение в Казахстане в торговле. С 2023 года Китай был уже официально объявлен партнером номер один для Казахстана. Если же взять статистику таможенной очистки, то цифра, которую заявляет китайская сторона, чуть ли не в полтора раза превышает казахстанские данные. Соответственно, конкурировать кому-либо на казахстанском рынке с китайскими товарами фактически невозможно.

То есть, номенклатура продукции, которая поступает в Казахстан, охватывает 100% жизненного цикла, 100% товаров народного потребления и 100% услуг. Единственное, где сейчас не может доминировать Китай, это так называемые услуги не в количественном выражении, а в ценовом выражении.
Разумеется, единственное сопротивление, на которое наталкивается Китай в Центральной Азии через Казахстан – это так называемые редкоземельные металлы. Основное количество месторождений для геологоразведки редкоземельных элементов в Казахстане закреплялось за Великобританией. Юридически фиксировались, но фактическая разработка по этим месторождениям не началась, как и георазведка.
Противостояние накаляется в основном между Великобританией и США против Китая на территории Казахстана. И следует отметить, что никто более конкурировать в Казахстане с Китаем, не способен на сегодняшний день. И здесь, даже не смотря на то, что объем финансирования западного мира намного выше на сегодняшний день, чем в Китае, и Китай очень осторожно инвестирует, то, скажем так, информационные нарративы западного мира, вызывают отторжение в казахстанском обществе, так как не находят поддержку. Это идеи интернационализма, мультикультурализма, – гендерного различия и так далее. В Китае осторожно обходят эту тематику, как осторожно обходили и тематику зеленой энергетики.
То есть Китай действует аккуратно, но четко, уверенно и постоянно, Наверное, не секрет, что все западные страны, Евросоюз действуют слаженно и одновременно. То есть, если какой-либо, скажем, вопрос по резервным месторождениям металлов цветных, редкоземельных, нефти, газа и нужно разрешение, то действия и звонки со стороны послов Великобритании, Германии, Франции, США, Голландии носят систематизированный характер. Давление идет, скажем так, со всех фронтов западного мира. И, несмотря на это, Китай все равно побеждает.
В Казахстане существуют те риски экономики, которые ни одна из стран до сих пор не разрешила. А именно риски экономики в рамках несправедливого распределения финансовых ресурсов, несправедливого распределения материальных ценностей. И, соответственно, здесь Китай, опираясь опять-таки на официальную власть, предлагает, так называемое,общество социальной справедливости на вторых ролях, разумеется. То есть, как младшему партнеру. Разумеется, пока что эта политика не нашла, так сказать, отражения в сердцах казахстанцев. Но если благосостояние населения будет дальше развиваться таким же темпом, в том числе, и благодаря китайским инвестициям, то, разумеется, это все возможно изменится.
Владимир Кузменкин