Депутат Бапи: Казахстану нужен свой музей оружия, а не филиал российского

798
4 минуты
Депутат Бапи: Казахстану нужен свой музей оружия, а не филиал российского

Депутат Мажилиса (нижней палаты парламента) Ермурат Бапи раскритиковал решение об открытии в Казахстане филиала Российского военно-исторического музея и призвал создать национальный музей оружия, который бы отразил историю и культурное наследие казахского народа. С соответствующим депутатским запросом он обратился к премьер-министру Олжасу Бектенову и министру обороны Руслану Жаксылыкову .

«Помимо официальных символов, отражающих независимость страны — флага, герба и гимна, существуют и другие важные дополнительные атрибуты. Например, Национальный музей, Национальная академия, Национальная библиотека, Национальный театр и так далее. С целью воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и героизма предков, а также для выражения уникальности страны, необходим уникальный центр познания — это мог бы быть Национальный музей оружия или Национальная оружейная палата», — заявил Бапи.

Депутат привёл примеры стран, которые имеют собственные военные музеи, подчёркивающие национальную идентичность:

«Военный музей Парижа существует со времён Средневековья. В Лондоне Королевская оружейная палата и Имперский военный музей являются выдающимися примерами британского духа и доблести. Аналогично, в России всемирно известна Кремлёвская оружейная палата. В Узбекистане часть музея Амира Тимура посвящена оружию. Азербайджанский музей кочевников в Баку считается центром пропаганды оружейной культуры тюркского мира. А у нас, в независимом Казахстане, музея оружия с национальным колоритом нет вовсе».

По его словам, Казахстан — древняя родина тюркских народов, живущих в степях с эпохи гуннов и саков. Однако ни один из государственных музеев не освещает должным образом богатую оружейную традицию казахского народа.

Бапи напомнил, что казахская культура имеет свою уникальную классификацию оружия, которая может стать основой музея. Например, луки делились по материалу:

«В зависимости от материала изготовления лука имеются такие названия, как „қайың садақ“ (берёзовый лук), „қарағай садақ“ (сосновый лук), „үйеңкі садақ“ (кленовый лук)», — отметил парламентарий.

Также различались виды луков по техническим характеристикам — «сарыжа» , «сарсадақ» , «қандауыр садақ» , «көнсадақ» , «бұқаржақ» и многие другие.

«Не говоря уже о разновидностях сабель, копий и булав, существовало множество видов оружия под названием „сақ етер“, „сілбі“. Несколько образцов „сақ етер“, о котором говорится в одном из стихов поэта Доспамбета: „Сақетер тиді саныңа, сақсыраң толды қаныңа“ — хранятся в домашнем музееке, состоящем всего из трёх комнат, у братьев-кузнецов Кулментеги», — добавил он.

Он также указал на существование множества вариантов боевой одежды казахских батыров — таких как «аймауыт сауыт» , «көбе сауыт» , «қанды көбе» , «кебенек» , «торғайкөз» и других.

«Большинство названных мной наименований оружия отсутствуют как в музее Амира Темура в Узбекистане, так и в музее кочевников Азербайджана. Может возникнуть логичный вопрос: Где же найти все эти исчезнувшие виды оружия древнего казахского воина? Никаких проблем! Братья-кузнецы Кулментеги годами исследовали казахское оружие, изучали архивы и экспонаты из музеев Казани, Москвы и Петербурга, сохранили все необходимые предварительные материалы», — сказал депутат.

Отдельно Ермурат Бапи остановился на советском периоде, когда казахские воины принимали участие в великих сражениях XX века. По его мнению, такие предметы, как танк Т-34 , изготовленный на личные средства легендарного казахского борца Кажымукана Мунайтпасова и подаренный фронту в годы Великой Отечественной войны, или танк КВ , на котором воевал экипаж карагандинских девушек, вполне могли бы стать частью национальной коллекции.

«Если взять более позднюю афганскую войну, то зенитный пулемёт «Шилка», находившийся под личной охраной знаменитого комбата Бориса Керимбаева, прозванного «Қара майором», автомат АК-74 Героя Советского Союза Николая Крименыша и пистолет лейтенанта Сержана Казакбаева, которому вместо звания Героя вручили орден Боевого Красного Знамени — всё это могло бы стать достойными экспонатами музея», — отметил он.

Депутат выразил обеспокоенность тем, что открытие иностранного военного музея вызвало определенную общественную реакцию.

«Новость об открытии в Казахстане иностранного военного музея вызвала негативную реакцию у тех, кто считает себя патриотами, и породила шквал критики в адрес президента Касым-Жомарта Токаева и депутатов парламента. Но действительно ли нам нужна такая общественная шумиха? Откуда вдруг появилась необходимость в таком военном музее, когда геополитическая ситуация с соседними странами находится в шатком равновесии?» — задался вопросом Бапи.

Он подчеркнул, что важно не просто реагировать на внешние события, но и формировать собственное повествование, основанное на национальной истории и воинской славе.

«Исходя из вышеизложенного, прошу вас оценить возможности открытия Национального музея оружия в Казахстане и дать аргументированный ответ депутатам парламента. Считаю, что этот шаг должен способствовать снижению ненужного общественного напряжения, возникшего в связи с филиалом российского музея», — заключил парламентарий.

Николай Ильясов

Читайте также