Эксперт: «США совершенно невыгодно, чтобы ВИЧ и туберкулез были побеждены в Кыргызстане»

362
3 минуты
Эксперт: «США совершенно невыгодно, чтобы ВИЧ и туберкулез были побеждены в Кыргызстане»

Министр здравоохранения Кыргызстана Каныбек Досмамбетов и посол США Лесли Вигери выразили намерение углубить взаимодействие в области здравоохранения. Американская сторона предложила заключить меморандум о сотрудничестве. В этой связи «ВЭС 24» обратился к Евгении Строковой, экс-депутату Жогорку Кенеша Кыргызстана и учредителю ОФ «Евразийское поколение», с вопросом, может ли активность посла США свидетельствовать о попытках реанимации биологических лабораторий в Кыргызстане.

Давайте начнем вот с чего: меморандум по своей сути не является юридически обязательным документом. Это скорее формальное соглашение или декларативное заявление сторон о намерениях, принципах сотрудничества или общих позициях по определенным вопросам.

Однако использование меморандума, как некоего соглашения, всегдаозначало фиксацию предварительных договоренностей перед заключением основного договора или соглашенияТо есть, можно сказать, что в данном случае опасения небеспочвенны.

В прошлые годы США реализовывали в республике масштабныепрограммы по борьбе с туберкулезом и ВИЧ, но, как показывает практика, проблема не исчезла и не уменьшилась, а даже обострилась. В связи с этим возникает вопрос: для чего продолжать такие программы, если они не приводят к улучшению ситуации?

Если бы США действительно хотели помочь, они могли бы следовать примеру России, которая оплачивает скрининги для новорожденных. Это сокращает нагрузку на бюджет и позволяет выявлять многие заболевания, приводящие к инвалидности, на ранней стадии. Благодаря этому, многие дети получают возможность вести полноценную жизнь.

К сожалению, в отличие от США, которые активно рекламируют свои программы, о подобных инициативах России практически не говорят.

Далее. Недавно в Кыргызстане закрылись некоторые неправительственные организации, которые как раз занимались реализацией программ, связанных с ВИЧ и туберкулезом. И в этот период США предложили и подписали новый меморандум о сотрудничестве в медицинской сфере. 

IMG_20260129_061512_369.jpg

В соответствии с новым меморандумом, одной из его задач является повышение уровня санитарно-эпидемиологической службы Кыргызской Республики. Для реализации этой цели потребуется соответствующее оборудование, а также квалифицированные специалисты. Контроль за всем процессом, вероятно, будет осуществлять США. Кроме того, предполагается проведение образовательных курсов и семинаров для специалистов, которые будут работать с этим оборудованием. Это вызывает определенные опасения.

Я вспоминаю, что в 2016 году наблюдался всплеск активности, когда при поддержке неправительственных организаций и НПО, занимающихся медицинской сферой, планировалось закрыть инфекционную больницу.

Очень странно, но факт остается фактомДело в том, что инфекционные больницы существуют только в постсоветских странах, в то время как в других частях мира они отсутствуют. Так вот, по условиям неправительственного меморандума и предполагалось закрыть специализированную больницу. А потом произошел COVID-19 и связанные с ним события, о которых мы все хорошо помним. 

Я считаю, что, когда кто-то со стороны финансирует определенные направления в медицине, это создает серьезные риски для государства. Ведь у государства всегда есть свои интересы.

Повторюсьразличным «помощникам» из США невыгодно, чтобы эти проблемы были полностью решены. Поэтому они продолжают финансировать медицинские проекты в нашей стране. Они могут использовать эти средства для различных целей, включая сбор биоматериала.

Например, соглашение о строительстве биолаборатории с Канадой все еще действует. Хотя мы знаем, кто, по сути, стоит за Канадой в этом вопросе. Я полагаю, что они продолжают двигаться в направлении открытия биолабораторий, заключая новые меморандумы и соглашения.

В 2024 году представители неправительственных организаций Кыргызстана обратились к президенту Садыру Жапарову и председателю Кабмина Акылбеку Жапарову с инициативой денонсировать это соглашение, указывая на его потенциальные риски для биологической безопасности страны. На данный момент соглашение формально продолжает действовать, но его реализация приостановлена, а вопрос о денонсации остается открытым.

Антон Беднов

Читайте также