Экономические перспективы стран Центральной Азии в условиях нестабильной геополитической обстановки и острой международной конкуренции за невозобновляемые ресурсы стали главной темой обсуждения круглого стола, посвященного глобальным трендам в регионе: от вопросов безопасности до добычи стратегически важных минералов. Организатором мероприятия выступил ЦЭИ «Ой Ордо» в сотрудничестве с «ВЭС 24» и Советом по устойчивому развитию при спикере Жогорку Кенеша КР. ЧАСТЬ 4. Продолжение
В своем выступлении соучредитель ОФ «Евразийское поколение» ЕВГЕНИЯ СТРОКОВА рассказала о повышенном интересе к Средней Азии в целом и Кыргызстану в частности со стороны мировых лидеров, отметив, что это вполне закономерно в свете международных конфликтов и построения нового миропорядка:
— Сейчас мы постоянно слышим, что кто владеет Средней Азией, тот владеет миром. Ну а наша страна находится в самом сердце региона. Надо отметить, что со стороны геополитических игроков сделано немало ошибок по отношению к Кыргызстану. И сегодня каждый из них, учитывая ошибки конкурентов, продвигает здесь свои интересы. Разница в том, что есть игроки, которые стремятся к обоюдной выгоде обеих сторон, соблюдая уважение по отношению к суверенитету нашей страны, а есть те, которые напротив, хотят, если можно так сказать, поглотить наш суверенитет и сделать нашу страну марионеткой.

В этой связи она также подчеркнула, что чтобы говорить о том, какие форматы сотрудничества выгодны для Кыргызстана и стран региона с точки зрения обеспечения ресурсного суверенитета в 2026 году, нужно рассмотреть и оценить позиции ключевых конкурирующих сторон. А это Брюссель, Вашингтон, Лондон, Москва и Пекин.
Вашингтон
Взаимодействие с Вашингтоном для Бишкека — в теории это шанс получить доступ к передовым технологиям и инновациям США. Однако этот шанс крайне не велик, учитывая, что американская сторона не заинтересована в том, чтобы делиться своими технологиями. Высокотехнологичные производства они предпочитают размещать исключительно на своей территории.
Если говорить про доступ к мировым финансам и поддержку со стороны международных финансовых институтов, таких как Всемирный Банк и МВФ, то здесь также возникает вопрос: какие выгоды, кроме политического давления и в какой-то степени даже шантажа, наша страна получает от такого сотрудничества?
Западные эксперты также говорят о том, что переориентирование внешнеполитических векторов в сторону Вашингтона откроет возможности интеграции в глобальные экономические цепочки поставок, что будет способствовать диверсификации внешних торговых связей и снижению зависимости от отдельных центров влияния, подразумевая Россию и Китай. Однако реальная ситуация говорит об обратном.
Лондон
Лондон обещает нам инвестиции в горнодобывающую отрасль, т.е. доступ к британскому капиталу. Но здесь тоже нужно понимать, чем такое сотрудничество может быть чревато для Кыргызстана. Безусловно, Великобритания имеет огромный опыт в области управления природными ресурсами и экологии, но насколько этот опыт будет полезен Кыргызстану, учитывая, что британцы, как и американцы, не нацелены на экспорт инноваций. Своим «партнерам» из развивающихся стран они, как правило, втюхивают просроченные технологии по принципу «На тебе Боже, что нам негоже».
Брюссель
В контексте потенциального расширения сотрудничества с Евросоюзом также можно услышать, что это перспектива привлечения европейских инвестиций и технологий. Однако здесь ситуация аналогичная с США и Британией. Инвестиций — минимум, давления и насаждения демократии и ставших традиционными для европейцев «нетрадиционных» ценностей — по максимуму. Кто платит, тот и заказывает музыку. А нужна ли нам их «музыка», тем более без развития реальных торгово-экономических связей?
Кыргызстан уже много лет имеет торговые преференции в Европе, однакоэто не оказывает серьезного влияния на рост экспорта нашей продукции в страны еврозоны. И дело не столько в стандартизации готовой продукции, сколько в высочайшей конкуренции на европейском рынке, которую наши производители зачастую не выдерживают. В последние годы значительно вырос импорт европейских товаров, но этот фактор не оказал значительного влияния на уровень товарооборота между КР с ЕС. Как и в случае с США, он значительно уступает показателям КНР и РФ.
Пекин
Китай является крупнейшим инвестором и торговым партнером многих стран Центральной Азии. И Кыргызстан в этом плане не исключение. Здесь можно отметить высокий спрос на ресурсы и продукцию аграрного сектора стран региона со стороны китайского рынка. Однако, что более значимо, это участие КНР в крупных транспортно-логистических и инфраструктурных проектах, чему способствует инициатива «Один пояс — один путь». Вот у кого реально надо перенимать новые технологии.

При этом, конечно, не стоит забывать об определенной опасности, которую несет в себе зависимость от китайских кредитов и увеличение долговой нагрузки. Китай, как и положено, в первую очередь думает о своей выгоде, безопасности и делает это очень грамотно и тонко. И мы бы могли у них этому поучиться.
Москва
В контексте отношений с Россией принято говорить об исторических связяхи культурной близости, которые способствуют развитию взаимовыгодного сотрудничества. Но одного фундамента мало. Необходимо с обеих сторон усиливать гуманитарную и идеологическую работу по сближению наших стран.
При этом нельзя забывать, что имеет место ежегодная финансовая поддержка со стороны России, осуществляемая на двустороннем уровне. За последние годы значительно увеличилось количество совместных кыргызско-российских производственных предприятий. Вопреки прогнозам 2022 года, которые давали отдельные экономисты, растет и товарооборот между нашими странами.
ЕАЭС и ШОС
При этом большим плюсом для Кыргызстана является интегрированность в такие крупные проекты, как ОДКБ (гарантия обеспечения безопасности) и ЕАЭС (гарантия экономической стабильности). В этой связи было бы логично в качестве приоритетных партнеров и в добывающей сфере рассматривать проверенных союзников по линии Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества. Тем более что в рамках данных объединений есть не только технологический и инвестиционный потенциал, а также емкий рынок сбыта с конкурентными условиями, но и гарантии обеспечения нашего ресурсного суверенитета, чего нам не могут гарантировать западные игроки.
— Для успешного развития Кыргызстану необходимо сбалансированно подходить к взаимодействию с различными партнерами, учитывая собственные национальные интересы и долгосрочные цели. Важно укреплять внутреннюю политическую стабильность, привлекая иностранные инвестиции, развивать собственную промышленную базу и тем самым создавать рабочие места. Это крайне важно для сохранения человеческого ресурса нашей страны, а следовательно, для укрепления независимости и увеличения политического веса на мировой арене, — резюмировала Евгения Строкова.
Алтынай Кумушбаева
Бишкек
Третью часть читайте здесь.