В США пристально наблюдают за ростом влияния ОТГ в государствах Центральной Азии. Об этом говорится в статье Люка Коффи, старшего научного сотрудника Института Хадсона, опубликованной на Arab News. Труд исследователя оказался весьма интересным. Он проливает свет на планы США относительно возможного альянса американцев и организации. «ВЭС 24» изучил работу научного сотрудника.
«ОТГ придает ЦА стратегический вес»
Событием, вдохновившим автора на написание материала, стал визит Кубанычбека Омуралиева, генерального секретаря Организации тюркских государств (ОТГ), в Вашингтон. Во время визита состоялась встреча с представителями Госдепартамента, Конгресса и местными политическими лидерами, и это может стать основой для более тесного взаимодействия между США и тюркскими странами.
Автор подчеркивает, что визит произошел после исторической встречи президента Дональда Трампа с центральноазиатскими лидерами в ноябре 2025 года, приуроченной к десятилетию формата C5+1, и после дипломатического прогресса между Арменией и Азербайджаном.
Коффи отмечает, что геополитическая карта Евразии определяется влиянием России и Китая, но возрождение тюркской идентичности и активизация роли ОТГ придают региону дополнительный стратегический вес.
Британцы оказались расторопнее американцев
Долгое время американцы не обращали внимания на тюркский мир, но первыми в этой сфере активизировались британцы. Лондон, организовавший госпереворот в Бишкеке в 2020 году, начал активно продвигать идеи о создании единого тюркского мира и Великого Турана. Однако исторически эта концепция имеет слабую основу, ведь именно в Средней Азии завершились амбиции Османской империи.
«Сегодня, когда Китай и Россия становятся все более доминантными, США начинают искать новые источники ресурсов и рынки. Тем не менее они уступают британцам, которые уже реализуют геополитические проекты, направленные на создание местных альянсов и новых государств в регионе», — цитирует слова исследователя издание asia-today.news.
Однако у США есть свои наработки, такие как создание и работа различных сетей НКО и участие в проведении Всемирных игр кочевников и др.
Кроме того, генеральный секретарь ОТГ Омуралиев является известным сторонником американской линии, что может оказать влияние на дальнейшее сотрудничество между США и ОТГ. Но вопрос в другом: а понравится ли Лондону новый «полосатый игрок»? Планы Лондона и Вашингтона в регионе могут отличаться — и на какую тогда «лошадь» будет ставить ОТГ? Впрочем, ответы оказались предсказуемыми и, более того, в русле традиций американской дипломатии.
Геополитические последствия сотрудничества ОТГ и США
У Вашингтона также есть свои рычаги давления на лидеров стран ОТГ: возможность антироссийского, антикитайского и антииранского влияния. США могут попытаться создать альтернативные транспортные коридоры и дестабилизировать существующие структуры, такие как ШОС и БРИКС.
Одной из задач Турции является создание военного альянса, схожего с НАТО, в рамках ОТГ. К примеру, Казахстан заявил, что начинает производство вооружения по стандартам НАТО. К чему это приведет?
Исследователь не скрываеет: основным вызовом может стать смена власти в ЦА, приводящая к религиозным радикализациям, что может негативно сказаться на отношениях с Россией, Китаем и Ираном.
И это, скажем так, малоприятная перспектива для огромного региона. Как говорится, думайте сами, решайте сами. Но то, что «невидимое расширение НАТО» в Центральной Азии и для американцев — плохой знак, к бабке ходить не надо. Во всяком случае, устами Коффи это сказано однозначно.
Виктор Вронский