В ходе международного онлайн-брифинга, организованного Центром геополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа), Центром исследовательских инициатив «Ma'no» (г. Ташкент) и сетевым изданием «Восточный экспресс 24», прозвучало выступление независимого политолога Мухаммада Шамсуддинова (Таджикистан).
– Я хотел бы выступить как представитель молодежи. Я хочу выделить три важных фактора.
Первый — это фактор времени. Чем дальше мы уходим от исторической даты, тем меньше мы чувствуем, к сожалению, свою связь с этим событием. Наше поколение уже не имеет такого же чувства сопричастности к Победе, как те, кто жил в Советском Союзе. У них была осязаемая связь с памятью о Победе, потому что они жили в государстве, которое ассоциировалось с этим событием.
Мы же родились после распада Советского Союза и не имеем такого опыта. Символика Советского Союза, которая могла бы помочь нам почувствовать связь с прошлым, постепенно исчезает. Поэтому мы стали менее чувствительны к этим событиям. Это закономерность, связанная с фактором времени и психологией человека.
Второй фактор — рост национального самосознания в постсоветских странах и внедрение внешних нарративов. Мы видим, что в последние годы предпринимались внешние попытки внедрить терминологию деколонизации, чтобы подчеркнуть этот разрыв. Молодежь более восприимчива к таким идеям и тенденциям. Поэтому, говоря о молодежи, нужно учитывать и этот момент.
Третий фактор — геополитическая ситуация на международной арене. Она влияет на интерес к историческому прошлому как с одной, так и с другой стороны. Это тоже нужно помнить.
В итоге ресурс использования памяти о Дне Победы, к сожалению, может быть ограниченным. Если не учитывать эти моменты.
Антон Беднов
Первую часть читайте здесь.