«У оппозиции в Армении не хватает содержательной программы, выходящей за рамки критики власти»

106
5 минут
«у оппозиции в армении не хватает содержательной программы, выходящей за рамки критики власти»
«ВЭС 24» продолжает анализировать политические итоги 2025 года, представляя экспертные заключения о событиях и прогнозах на пространстве СНГ. Сегодня мы представляем мнение Андраника Ованнисяна, востоковеда, политолога и эксперта по вопросам региональной безопасности в Южном Кавказе и Центральной Азии.

- Одно из главных политических событий в Армении состоится 7 июня 2026 года. В этот день пройдут большие выборы в парламент страны. Судя по ожиданиям экспертов и политологов, существует множество различных прогнозов как относительно коалиций, которые предсказывают победу «блока Пашиняна», так и по отношению к оппозиционно настроенным политикам. Очевидно, что поддержка со стороны Европейского Союза Пашиняну обеспечена, но с некоторыми оговорками. Нынешнему лидеру необходимо нейтрализовать влияние церкви и решить вопрос с оппозицией. Как вы считаете, успеет ли армянский лидер выполнить эти условия?

Никол Пашинян входит в кампанию 2026 года с относительной поддержкой ЕС, однако она не является безусловной. Евросоюз ожидает от Армении снижения внутренней поляризации и продвижения институциональных реформ. В этом контексте главным вызовом для правительства Пашиняна является не столько «нейтрализовать» Армянскую апостольскую церковь, сколько снизить уровень её влияния на внутриполитические процессы в стране. Очевидно, что полностью решить этот вопрос за оставшиеся полгода власти вряд ли успеют, но методами давления и ограничений они вполне могут уменьшить воздействие церковной риторики на политическую мобилизацию.

С оппозицией ситуация сложнее. Во-первых, она разрозненная, не имеет единого лидера и на данный момент не предложила обществу ясный альтернативный курс. Во-вторых, правительство Пашиняна может воспользоваться этим и частично «перенаправить» повестку, позиционируя себя как гаранта мира и стабильности. Однако риск для властей заключается в том, что сильное давление на оппозицию или церковь может вызвать обратный эффект и привести к их консолидации вокруг идеи смены правительства Пашиняна.

- Как могут повести себя пророссийские силы в Армении? Может ли быть достигнут некий альянс между ними, оппозицией и церковью? Кого бы вы назвали «перспективным противовесом» Пашиняну? Что или кого не хватает данным силам на данный момент?

Я являюсь противником присутствия в политическом поле Армении сил, которые продвигают идеологические взгляды с префиксом «про-», за исключением проармянских интересов. Это вполне логично, ведь ни в России, ни в США, ни в ЕС не приветствовали бы политические силы, ориентирующиеся на интересы внешних игроков, а не собственной страны.

Как я уже отметил, оппозиция в Армении представлена довольно пёстро, но она разрозненная. Сомнительно, что в преддверии выборов может сложиться ситуация, которая позволит ведущим оппозиционным силам объединиться в единый альянс. Однако в политике всё возможно, а события в стране и регионе развиваются достаточно динамично.

На мой взгляд, в текущих реалиях наиболее реалистичным сценарием выглядит формирование трёх крупных оппозиционных блоков, способных дистанцироваться как от жёсткого прозападного курса, так и от пророссийского дискурса. Это могло бы стать перспективным противовесом Пашиняну на выборах. У этих сил сегодня есть харизматичные лидеры, однако им не хватает ключевого элемента — позитивной содержательной программы, выходящей за рамки поднадоевшей критики власти и привычного противопоставления между «бывшими» и «нынешними» лидерами Армении.

- Можно ли назвать подписание мирного договора с Азербайджаном «критическим фактором» для предстоящей политической кампании? Не станет ли он для Пашиняна «развилкой», где, с одной стороны, есть возможность пройти второй тур выборов на фоне ослабленной поддержки ЕС, а с другой — оппозиция не сможет сформировать свою коалицию, и в стране начнётся затяжной политический кризис?

Подписание мирного договора действительно может стать центральным фактором политической кампании в Армении. Однако восприятие парафирования мирного договора при посредничестве США остаётся неоднозначным. Если для внешних акторов, в частности ЕС и США, это сигнал о зрелости армянской политики и готовности Еревана к устойчивым региональным решениям, то для значительной части армянского общества это воспринимается как односторонние уступки, которые не могут стать надёжной основой для достижения устойчивого и долгосрочного мира с Азербайджаном.

Безусловно, Пашинян прилагает максимум усилий, чтобы представить парафированный документ как мирное соглашение, способное укрепить безопасность и открыть перспективы для экономического развития, что, в свою очередь, усиливает позицию правящей партии в преддверии выборов. Но если оппозиции удастся оставить на втором плане личные и идеологические разногласия и сосредоточиться на повестке смены власти, результат предстоящих выборов будет трудно предсказать.

Затяжной политической нестабильности в Армении стоит ожидать только в случае, если Пашинян проиграет выборы, но попытается использовать все доступные механизмы, чтобы подтасовать результат в свою пользу, либо отменить выборы, сославшись, к примеру, на вмешательство внешних сил.

- Как вы думаете, каким образом Пашинян намерен выстраивать отношения с РФ на фоне постоянного сближения с ЕС? Как ему регулировать вопросы с церковью? Каково ваше видение этой ситуации?

Политика Пашиняна в отношении России, скорее всего, будет строиться по модели контролируемой дистанции. Власти Армении продолжат институциональное и экономическое сближение с ЕС, однако в преддверии парламентских выборов 2026 года будут избегать резких шагов, которые могли бы привести к открытому конфликту с Москвой. Несмотря на зачастую эмоциональную риторику, Пашинян хорошо понимает, что экономика, логистика и часть системы безопасности Армении по-прежнему связаны с РФ, и игнорировать эти факторы невозможно.

В отношении церкви власти будут стремиться к подрыву её внутреннего единства, чтобы ограничить участие духовенства во внутриполитических процессах. Однако практика показывает, что давление на священнослужителей лишь усиливает влияние духовенства на оппозиционные настроения.

В целом Пашинян пытается балансировать между европейской интеграцией и минимизацией рисков резкого ухудшения отношений с РФ, однако такая тактика лишь усиливает внутреннюю поляризацию в Армении. Насколько успешной окажется стратегия нынешних властей, станет ясно по итогам предстоящих выборов.

Антон Беднов

Читайте также