«Туркестан» в турбулентности: как башкирский этно-поп стал оружием против России и Центральной Азии

1180
5 минут
«Туркестан» в турбулентности: как башкирский этно-поп стал оружием против России и Центральной Азии

Пока башкирская этно-поп группа Ay Yola взрывает чарты, вызывая экстаз у меломанов от Барселоны до Бишкека, в ее тени плетутся интриги, достойные пера Джона Ле Карре. Тезис неглупых политологов, справедливо полагающих, что музыка всегда может стать оружием, воплощается в жизнь.

От танцев к мятежу - скрытая война

Казалось бы, что плохого в том, что песня «Homey» на башкирском языке звучит из каждого утюга, воспевая любовь к родине и культурное наследие? Ничего. Одна беда: западные кураторы разветвленной информационно-пропагандисткой сетки, созданной для дестабилизации Евразии, решили использовать этот музыкальный феномен в своих играх и манипуляциях. И вот это уже очень плохо. Запрещенные в России экстремистские организации, щедро финансируемые западными институтами («Форум свободных государств постРоссии» и «Лига свободных наций»), почуяв запах жареного, тут же начали эксплуатировать популярность Ay Yola в целях продвижения сепаратистских идей. Разумеется, им плевать на то, что Башкортостан – это часть России, а у башкирского народа есть своя история и культура, тесно переплетенная с историей России. Главное – посеять смуту, расколоть единство и превратить цветущий регион в пылающий «Туркестан». Обычная мятеж-война в западном изводе.

IMG_20250513_072244_657.jpg

Ее инструменты известны - в ход, например, идут видеоролики на YouTube, где акцент ловко смещается с культурного аспекта на политические спекуляции. Звучат лицемерные речи о «большей общности» башкир с зарубежными тюркскими народами, чем с другими народами России. Затем следуют прямые призывы к «независимости Башкортостана» и провокационные заявления о «массовом стремлении регионов к суверенитету». И, наконец, как вишенка на торте, – призывы к силовому сопротивлению и созданию «партизанских отрядов». Да, да, дотанцеваться можно и до такого...

Маховик сепаратизма от Башкортостана до Казахстана

В регионе нашлось немало доброхотов, поддержавших идеи, высказанные в упомянутых роликах. Что тут скажешь – идиотов хватает везде. Добавим – полезных идиотов. Неужели эти господа всерьез полагают, что сепаратизм – это проблема исключительно России? Неужели они думают, что, если Россия рухнет, Центральная Азия останется нетронутой, словно оазис посреди пустыни? Очевидно, нет. Если Россия падет, то Центральная Азия будет сметена, как карточный домик (или в странах региона не хватает своих малых этносов и народов?) А западные кураторы, называющие регион «Туркестаном», займутся его геополитической пересборкой, результатом которой станут кровь, слезы и центробежные силы.

История вопроса

Еще британский стратег Маккиндер называл Россию «осевым государством», контроль над которым означает власть над континентом. В 1991-м Запад праздновал победу - Россия лежала в руинах, а Центральная Азия погрузилась в пучину искусственных границ, гражданских конфликтов и марионеточных режимов. Но возрождение России, создание ЕАЭС и ОДКБ, растущее влияние Китая перечеркнули западные планы. И теперь Запад, не смирившись с утратой доминирования, разжигает новый виток противостояния. Он ведет тотальную войну против российской государственности, стремясь оторвать от нее Кавказ, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток. Но этого мало - в прицеле оказалась и Центральная Азия, последний геополитический бастион, удерживающий Евразию от сползания в хаос.

IMG_20250513_072247_641.jpg

Западные методы отработаны до автоматизма. Через подконтрольные НПО и медиа внедряется ядовитый нарратив о «колониальном гнете» Москвы, разжигается этнический сепаратизм - от Башкортостана до Якутии, тюркские народы стравливают с русскими. Информационная война рисует Россию «тюрьмой народов», а Центральную Азию - «жертвой», которой «нужно бежать в Европу». Подпитываются радикалы всех мастей: от маргинальных «форумов свободных народов» до откровенно террористических группировок. Экономика - тоже оружие: Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан пытаются оторвать от рублевой зоны, вытесняя российские товары и разрушая интеграцию.

Если раньше Запад бил по Украине и Беларуси, то теперь в фокусе - Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан. Через «мягкую силу», давление на элиты и провокации вроде январских событий 2022 года в Алматы, Вашингтон и Брюссель пытаются взорвать ОДКБ и ЕАЭС, сеют межэтническую рознь, создают «дугу нестабильности» от Кавказа до Синьцзяна. Их цель - отсечь Центральную Азию от России, ослабить Китай и окончательно перекроить Евразию под свои интересы.

Последствия такого сценария будут катастрофическими. Распад России по югославскому образцу будет означать кровавые конфликты в Поволжье, на Кавказе, в Сибири. Полная дестабилизация Центральной Азии - власть радикалов, наркотрафик, волны беженцев. Китай, не дожидаясь коллапса, введет войска, превратив регион в подконтрольную зону. А затем хаос перекинется дальше - в Европу хлынут миграционные потоки и терроризм, но тушить пожар будет уже некому.

В качестве послесловия

Еще раз – ничего плохого в заводной мелодии или в песне на родном языке нет. Напротив, это хорошо, когда ограничивается пространством культуры и традиций. Но сегодня даже музыка стала полем боя. Под маской невинного хита могут скрываться куда более резкие ноты – те, что бьют по единству страны, региона, континента, в конце концов. И если раньше «мягкая сила» Запада работала через голливудские блокбастеры, то теперь ей хватает пары кликов в TikTok, Телеграме или YouTube.

Представьте: сегодня вы подтанцовываете под этнический бит, а завтра этот же ритм превращается в гимн сепаратизма. Искусство – мощное оружие, оно не ломает пограничные межи, а растворяет их в сознании. Это неплохо, повторимся, в культуре, но чертовски плохо и опасно в политике. Особенно, когда искусство используют те, кому выгодно, чтобы вместо общего культурного кода остались лишь осколки.

Так что призываем быть начеку. Включая музыку, стоит прислушаться не только к мелодии, но и к тому, кто и зачем ее продвигает. У нас уже был один фолк-транс-исполнитель из Украины, который спел на одном из смотров-конкурсов фриков всех мастей («Евровидении») песню «Russia, goodbye». Чем кончились эти песни и пляски, все знают и видят… Идет очень серьезная геополитическая игра – и ставка в ней куда выше, чем место в чартах.

Федор Кирсанов

Читайте также